39
Т. Н. Федорова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ
Термин «глобализация» прочно вошел в научный и политический лексикон, однако понимают его по-разному. Одни употребляют его как нейтральный, определяющий новый период во взаимодействии стран. Другие придают ему специфическое значение и расценивают как процесс интернационализации, вызванный новыми технологиями. Третьи понимают под глобализацией унификацию жизни на основе единых либеральных ценностей путем репликации ключевых социальных ценностей развитых индустриальных стран обществами, вставшими на путь демократического обновления. С позиции последнего подхода глобализацию рассматривают как вестернизацию.
В последние десятилетия мы наблюдаем, можно сказать, известный ренессанс теорий модернизации конца 50-х - первой половины 60-х годов, ставших привлекательными под влиянием высоких темпов экономического роста на Западе (гипотезы и идеи теорий модернизации нашли отражение в работах Сеймора Мартина Липсета, Филипа Селзника, Даниеля Белла, Артура Корнхаузера, Филипа Конверса, Ральфа Дарендорфа, Мориса Яновица, Элиана Турейна). Так, концепция девелопментализма делает акцент на все возрастающей роли социализации в процессе интернационализации системы демократических ценностей для обеспечения успешного перехода стран «третьего мира» к модернизированному и демократическому обществу. Многие исследователи убеждены в том, что возможности западной модели развития неисчерпаемы и достаточно предложить «правильный» алгоритм решения, чтобы вывести транзитные страны на траекторию самоподдерживающегося роста и
38
такому выводу подводит даже самый общий взгляд на современную историю: 1) уже по меньшей мере в течение двух столетий идёт "«тихая цивилизационная война" в форме систематического вытеснения традиционной культуры отдельных цивилизаций более приспособленной к современности западной культурой, стремящейся к монополии, дискредитирующей и элиминирующей всё, что не соответствует её ценностям. Эта «тихая война» сопровождается , увы, становлением единой мировой культуры не через культурное взаимодействие, а на основе вытеснения и подавления традиционных культур, а следовательно и цивилизаций, как важнейших социокультурных феноменов истории;2) обладая высокоразвитым техническим потенциалом, западная цивилизация получила большое преимущество в сфере коммуникации, что имеет в современных условиях совершенно исключительное значение, поскольку информационное преобладание, блокирование , а затем и вытеснение с информационного поля слабых ведёт при переходе в ХХ1 век к утрате такого важнейшего цивилизационного компонента, как, по А.Тойнби, самодетерминация и самоидентификация, а это - прелюдия гибели цивилизации; 3) наконец, неэквивалентный межцивилизационный социокультурный обмен в условиях монопольного положения одной стороны (что, как известно, ведёт к стагнации и загниванию) чреват катастрофическим распространением массовой культуры примитивного и вырождающегося типа, что приводит к падению престижа общечеловеческих ценностей, активизации внедрения антиценностей, то есть таит существенную угрозу всему человечеству.
В настоящее время положение в мире с точки зрения соотношения разнообразных сил и тенденций очень противоречиво: вряд ли правомерно говорить об абсолютном влиянии западной ( в первую очередь – американской )
23
цивилизации, поскольку далеко ещё не сказано решающее слово дальневосточной цивилизацией ( в первую очередь – китайской, но также и японской), а это вполне может стать в обозримом будущем определяющим фактором мирового развития. Может сыграть заметную ( во всяком случае не решающую ) роль и российская цивилизация, которая ,думается, ещё не до конца исчерпала свои позитивные возможности воздействия на мировой процесс. Но всё это – чисто умозрительные рассуждения, коль скоро они не затрагивают ипостасных, сущностных сторон общественного развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.