"Да, - писал он, - какой маленькой, жалкой, лишенной тайн внезапно показалась нам скромная наша планета! На которой, однако, все мы - белые, желтые и черные - должны волей-неволей продолжать свое существование. Это - Дом человечества, чей устав, вывешенный в вестибюле, гласит : "Любое нарушение карается смертью". Дом с сотнями квартир, дом с тысячами комнат. Но нам нужно знать их все, ибо теперь достаточно двух шагов по коридору, двух секунд пребывания в лифте, чтобы желтый мог войти к белому, а белый - к черному. С автоматом в руке или с рюкзаком, набитым продовольствием, : таковы два аспекта наисовременнейшего интернационализма"[1]
Я так подробно остановился на суждениях Л.Февра потому, что они из далекого уже прошлого высвечивают суть проблемы, с которой сегодня вплотную столкнулось человечество. Проблемы, имеющей, как справедливо писал французский ученый, только два решения: либо засеять земной шар атомными бомбами, либо научиться понимать друг друга.
Однако путь к такому пониманию оказался слишком долгим и извилистым. Сначала была "холодная война, в которой "третий мир" являлся
заманчивым призом в борьбе за мировое господство двух сверхдержав. Затем последовал крах биполярной системы международных отношений, вызвавший на Западе эйфорию по поводу "конца истории". Опубликованная в 1989 г. под таким названием нашумевшая статья американского политолога Ф.Фукуямы, вмиг ставшая мировым бестселлером, провозглашала
надо просто уничтожить, договариваться с ней не стоит, да это и долго. Находить взаимопонимание – долгий процесс. Для ТНК важна выгода в ближайший момент. И чтобы мы в настоящее время ни делали, ТНК будут проводить свою политику.
Антиглобалисты появились, как всплеск, потому что в самой же Европе, а затем в Квебеке, в Канаде были нарушены их демократические права, права людей, которые привыкли жить по своим ценностям, а от них отгородились «железным щитом». Говорили, что в Генуе полиция нарушила права демонстрантов. В России это может быть непонятно. То, что является нормой для нашего ОМОНа, для них – нарушение конституционных прав и свобод, защищенных законом. В этом, кстати, разница наших культур. «Взрыв» антиглобализма связан и с тем, что ТНК уже добрались до каждого отдельного человека, попирают его права.
55
В.И. Ким
АНТИГЛОБАЛИЗМ И ЕГО ПРОТИВНИКИ
Антиглобалисты выступают против капиталистической глобализации, а не против глобализации вообще. Так как глобализация осуществляется ради какой-то кучки, «золотого миллиарда», то антиглобалисты выступают прежде всего против экономической глобализации даже не отдельных государств, а в первую очередь против отдельных транснациональных корпораций (ТНК), которые переросли границы государств. Они поддерживают свои интересы, отнюдь не соответствующие интересам других государств, даже в рамках Европейского союза. Например, страны Европы скорее всего не испытывали большой радости от того, что бомбили Югославию. Но вот с точки зрения ТНК бомбёжки были необходимы. То же сейчас происходит в Афганистане. Там, с точки зрения ТНК, можно сохранять военное присутствие. Ведь цены на нефть упали, и это очень хорошо. А интересы отдельных государств вообще в расчет не берутся, даже тех государств, которые находятся внутри собственного сообщества.
Глобализм и антиглобализм. Возникают различные группировки, в том числе разделение идет и по религиозному принципу, хотя главное – разделение по принципу цивилизационному (европейские, азиатские). Когда близки моральные и религиозные взгляды и ценности, тогда и возникают сближение. В известном смысле глобалисты одновременно выступают как антиглобалисты, и, наоборот, - антиглобалисты выступают именно за глобализм, если он учитыват национальные интересы и национальную культуру. То есть глобализация все равно произойдет, но сейчас она происходит за счет уничтожения других культур, а не посредством их сочетания. Если культура не подходит под какой-то стандарт, если она мешает, то ее можно и
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.