В таких условиях, казалось бы, естественным выглядит проявившееся в общественной мысли и в мировой политике желание ослабить традиционные межцивилизационные, межгосударственные, социокультурные барьеры, изолирующие и отъединяющие народы.
Невозможно возражать против сближения людей - естественного процесса, отражающего саму природу человека, как существа общественного и к тому же разумного. Но, мудро заметил в своё время И.Кант, «дайте человеку всё, чего он хочет, и он тотчас поймёт, что это всё – ещё не всё». Слишком
21
объёмны и разнообразны связи и отношения в мире, чтобы их можно было втиснуть в прокрустово ложе умозрительных доктрин. Человеческое сообщество, разросшееся до глобальных масштабов, помимо всего прочего соткано из противоречий и разнообразия интересов. Наличие тенденции к глобализации отражает только потенцию, но отнюдь не действительную динамику общественных отношений. Для реализации этой тенденции нужно преодолеть очень много препятствий.
Во-первых, народы подошли к ХХ1 веку с огромными экономическими, социокультурными, военными, политическими различиями.. В современном мире тесно далеко не всем. И, если судить по изысканиям Римского клуба в области «пределов роста», большей части стран и народов «простора» не предвидится. Отсюда – катастрофическое различие между интересами различных цивилизаций и сообществ, а, следовательно, и их желаниями. Наиболее развитые страны (представляющие преимущественно западную цивилизацию), опираясь на экономическое преобладание, хотели бы и в дальнейшем получать солидные дивиденды от своей конкурентоспособной экономики, политического влияния и социокультурной экспансии. Большая часть менее развитых участников мирового сообщества, упорно цепляясь за тающие остатки благосостояния, национальной самобытности и менталитета, ориентируются преимущественно не на глобализацию, а на национальный суверенитет, национальные границы, национальную культуру и другие устаревшие компоненты жизни, наподобие традиций. То есть явление, которое принято называть межцивилизационными конфликтами, чревато войнами с таким же названием.
Во-вторых, если говорить о подготовленности современного мира к объединению, то придётся признать, что речь может идти лишь о сравнительно небольшой части стран и в настоящее время оно возможно пока на пути вестернизации. К
22
устойчивого развития.
В 1980-1990-е годы изучение проблемы взаимообусловленности процесса модернизации и изменения общественных ценностей расширилось за счет анализа того изменения ценностных систем, которое сопровождает развитие высокоразвитых обществ. В этом смысле интересна модель “изменения ценностей” Р. Инглехарта. Исследователь основывает свой анализ на двух посылках. Первое предположение состоит в следующем: допускается, что социальные базисные ценностные приоритеты детерминированы состоянием и уровнем социально-экономического развития общества. Вторая гипотеза Инглехарта исходит из концепции социализации и выявляет факторы, определяющие ценностные приоритеты личности. Высказывается предположение, что последние отражают социально-экономические условия, в которых происходило становление личности до ее взросления. Суть модели формирования ценностей Инглехарта составляет комплекс объективных и субъективных факторов, взятых вместе.. В основе - тезис о том, что базовые ценностные приоритеты личности формируются в ранний период жизни и являются отражением социо-экономических условий (личностных и социальных), характерных для этого периода. Подчеркивается, что сложившиеся ценностные приоритеты имеют тенденцию сохраняться даже в меняющихся условиях позднейших периодов жизни.
Далее Инглехарт обосновывает известное утверждение,что именно процесс социально-экономического развития и модернизации западных индустриальных стран вызывает трансформацию системы ценностных ориентаций, и, соответственно, набора ценностных приоритетов в обществе. В результате формируется постиндустриальная система ценностей. Тезис Инглехарта о пост-материальных ценностных ориентациях соотнесен и применим к исследованию, главным образом,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.