Проблемы цивилизационных войн и глобализации: Сборник статей, страница 21

    Глобализация приняла не только лавинообразную форму, но и приобрела принципиально новые черты, во многом определяющие судьбу человечества в третьем тысячелетии.  Одна из таких черт – процессы глобализации носят кризисный, а порой катастрофический характер. Сегодня все чаще говорят о глобальной экологической катастрофе и глобальном демографическом кризисе, о глобальном кризисе мировых религий. Но речь идет не только об этих кризисах и катастрофах, но и все развитие мировой цивилизации идет по направлению к

33

внешнего врага, неуловимость которого крайне удобна для политики однополюсного мира. Своими действиями США могут намеренно или непреднамеренно спровоцировать конфликт мусульманского (прежде всего арабского) и христианского мира. Это облегчит проведение глобальной политики однополюсного мира, нас же заставит истощать свои силы в борьбе, которая нам совсем не нужна. Замечу, что царская Россия, а потом и Советский Союз, представляли собой христианско-мусульманское политическое объединение народов,  весьма далекое от «цивилизационных конфликтов». Продолжавшееся в истории России сопротивление части чеченцев вхождению в Российское государство обусловлено скорее своеобразной этнической историей Чечни, нежели глубинными цивилизационными разломами.

Высказанные соображения порождают мой скепсис в научной обоснованности концепции цивилизационных конфликтов. Сама версия и понятия, на которые она опирается, сильно политизированы и  требуется взвешенный подход к поставленной в докладе проблеме. Однако актуальность темы сегодняшней дискуссии никаких сомнений не вызывает.

32

кавказских горцев.

    Достаточно обратиться к книге «Закон и обычай на Кавказе». Она позволяет иначе взглянуть на абречество. Угон скота, воровство лошадей, грабёж при удобном случае и пр. может выглядеть, как своеобразный «Кодекс чести», неписаное правило поведения джигита. Всё это – рудименты стадии развития, которую прошли все народы, но чеченцы на ней задержались. Родовой строй в Чечне вкупе с квазифеодализмом и организованной преступностью даёт «страшный коктейль».          

    Промышленность, транспорт, сельское хозяйство Чечни, увы, разрушены, возможности заработать за пределами республики проблематичны ( в советские времена до 40 тыс чеченцев-шабашников в российской глубинке строили дома, коровники и пр.). Остаётся рассчитывать на клановую солидарность и преступные  группировки. Даже в благополучной Европе 1% роста безработицы  даёт 4% роста  преступности. В Чечне, вероятно, пропорции иные. Действия федеральных войск в Чечне  не прибавили там любви к России. У горцев особая историческая память на добро и зло. Они помнят обстоятельства жизни и смерти своих предков, знают их могильные камни. . А вот российским политикам и военным память, похоже, вообще отшибло. Поэтому события на Северном Кавказе имеют трагическую повторяемость.    

29



[1] См.: Февр Л. Бои за историю. М.,1991.С.39-42.

6

[2] Huntington S/ The Clash of Civilizations ?// Foreign Affairs 1993 .V. 72 .N 3 . P. 22.

8

[3] Ibid . P. 23.

9

[4] См. переведенный на русский язык отрывок из этой книги в : Pro et Contra . 1997. T. 2. N. 2

10

1 Шохина Е., Рубченко М. Рискованная ставка // Эксперт. № 41. 5 нояб. 2001. С 14.

51

[5] Смирнов К., Строкань С. Двойная игра // Власть. №40(442). 9 окт. 2001. С. 16.

[6] Шохина Е., Рубченко М. Рискованная ставка // Эксперт. №41. 5 нояб. 2001. С.13.

[7] Там же. С. 13

50

[8] См.: Известия 2001, 17 октября

12

[9] Huntington S  The Clash …   Р. 40.

13

[10] Слова Кофи Аннана цит. по статье: Б. Пядышев. Глобализация  - высшая стадия империализма //Независимая газета. 2000.16 окт.

15

[11] В. Тихомиров. Крах “нового луддизма”// Независимая газета..2001.21 июля.

16

[12] А. Колесников. Герой нашего бремени// Известия. 2001. 7 авг.

17

[13] С. Бабаева. Ни слова о России; Саммит и шоу// Известия. 2001.20 и 24 июля

[14] Известия. 2001. 21 июля.

[15] Независимая газета. 2001.14 нояб.

18

[16] Независимая газета. 2001.14 нояб.

19