по дисциплине
«ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»
Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса
Понятие труда как общественного явления с социально-экономической и психофизиологической точек зрения. Роль труда в развитии и совершенствовании человека и общества. Взаимодействие трех основных элементов труда: предметов труда, средств труда и рабочей силы. Содержание труда и характер труда- основные понятия трудовой деятельности. Прямые и косвенные факторы, формирующие отношение к труду в условиях перехода к рыночным отношениям. Место экономики и социологии труда в общей системе экономических наук. Предмет «Экономики и социологии труда». Основные задачи курса. Социально-экономическая политики государства в области труда в современных условиях. Проблемы и противоречия в сфере труда в период перехода к рыночным отношениям: низкая эффективность использования трудового потенциала в условиях спада производства, высокий уровень монополизации экономики; разрушение старой и становление новой системы управления трудом. Преодоление отчуждения труда и создание новой трудовой мотивации; возникновение альтернативных секторов экономики и проблема регулирования трудовых отношений; слабый механизм конкуренции и т.д. Значение социальных проблем в сфере труда, а именно: условий труда и его безопасности, снижение стимулирующей и воспроизводственной функции оплаты труда в условиях высокой инфляции, роста безработицы и ослабления гарантий занятости, низкого уровня трудовой активности. Снижение квалификационного уровня работающих в период становления рыночных отношений.
Раздел 1. Трудовой потенциал общества
Тема 2. Рынок труда и занятость
Трудовой потенциал общества и его структура: трудовой потенциал личности, трудового коллектива предприятия, отрасли, региона. Количественные (численность трудоспособного населения, фонд рабочего времени) и качественные (психофизиологические, профессионально-квалификационные и социально-личностные качества трудоспособного населения) характеристики трудового потенциала. Трудовые ресурсы страны как составная часть трудового потенциала. Границы и состав трудовых ресурсов, источники их пополнения (молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; высвобождающиеся работники, перераспределяющиеся между секторами, отраслями народного хозяйства и регионами страны; вышедшие за пределы трудоспособного возраста, т.е. пенсионеры, но сохранившие достаточно высокую трудоспособность; иммигранты из ближнего и дальнего зарубежья). Условия наиболее активного использования имеющихся источников пополнения трудовых ресурсов. Система профессионального обучения работников. Непрерывное образование, его сущность и целесообразность. Виды профессионального обучения (первоначальная подготовка работников, переподготовка, повышение квалификации). Формы профессионального обучения рабочих и специалистов. Факторы, обуславливающие качество профессиональной подготовки (профессиональная и социальная ориентация молодежи; материально-техническая база обучения; качество преподавательских кадров, программы обучения и совершенство методов подготовки). Определение занятости, полная, рациональная и эффективная занятость. Виды и формы занятости, их классификация. Занятость в условиях рыночной экономики. Рынок труда- один из составляющих элементов рыночных отношений. Причины появления временно незанятых работников. Безработица (резервная армия труда), ее естественный уровень, характерный для экономики развитых стран. Виды безработицы, показатели, используемые для оценки уровня и динамики безработицы. Основные критерии, позволяющие выявить «очаги» безработицы. Влияние экономической и демографической ситуации в России на состояние рынка трудя. Формы социальной поддержки временно неработающих. Закон о занятости в РФ.
Тема 3. Конкретные социологические исследования как источник информации о социальных процессах в сфере труда.
Социологические исследования как средство получения социальной информации. Основные нормативные требования к организации и проведению социологических исследований. Виды социологических исследований (конкретные и теоретические, разовые и повторные, когортные, пилотажные и т.д.). Элементы организации социологических исследований (план проведения научно-исследовательской работы, сетевой график). Этапы проведения социологического исследования. Методическая программа: содержание, функции. Рабочая гипотеза как неотъемлемая часть методической программы: виды, роль в социологическом исследовании. Интерпретация применяемых в в исследовании понятий. Суть операционализации понятий, применяемых в исследовании. Обеспечение репрезентативности социологического исследования. Сплошное, монографическое, выборочное исследования. Виды выборки. Обеспечение репрезентативности выборки. Основные требования к применению выборочного метода.
Тема 4. Методы сбора первичной социологической информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.