Рабочая программа по дисциплине «Экономика и социология труда» (Содержание курса. Экзаменационные вопросы)

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»

Содержание курса

Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса

Понятие труда как общественного явления с социально-экономической и психофизиологической точек зрения. Роль труда в развитии и совершенствовании человека и общества. Взаимодействие трех основных элементов труда: предметов труда, средств труда и рабочей силы. Содержание труда и характер труда- основные понятия трудовой деятельности. Прямые и косвенные факторы, формирующие отношение к труду в условиях перехода к рыночным отношениям. Место экономики и социологии труда в общей системе экономических наук. Предмет «Экономики и социологии труда». Основные задачи курса. Социально-экономическая политики государства в области труда в современных условиях. Проблемы и противоречия в сфере труда в период перехода к рыночным отношениям: низкая эффективность использования трудового потенциала в условиях спада производства, высокий уровень монополизации экономики; разрушение старой и  становление новой системы управления трудом. Преодоление отчуждения труда и создание новой трудовой мотивации; возникновение альтернативных секторов экономики и проблема регулирования трудовых отношений; слабый механизм конкуренции и т.д. Значение социальных проблем в сфере труда, а именно: условий труда и его безопасности, снижение стимулирующей и воспроизводственной функции оплаты труда в условиях высокой инфляции, роста безработицы и ослабления гарантий занятости, низкого уровня трудовой активности. Снижение квалификационного уровня работающих в период становления рыночных отношений.

Раздел 1. Трудовой потенциал общества

Тема 2. Рынок труда и занятость

Трудовой потенциал общества и его структура: трудовой потенциал личности, трудового коллектива предприятия, отрасли, региона. Количественные (численность трудоспособного населения, фонд рабочего времени) и качественные (психофизиологические, профессионально-квалификационные и социально-личностные качества трудоспособного населения) характеристики трудового потенциала. Трудовые ресурсы страны как составная часть трудового потенциала. Границы и состав трудовых ресурсов, источники их пополнения (молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; высвобождающиеся работники, перераспределяющиеся между секторами, отраслями народного хозяйства и регионами страны; вышедшие за пределы трудоспособного возраста, т.е. пенсионеры, но сохранившие достаточно высокую трудоспособность; иммигранты из ближнего и дальнего зарубежья). Условия наиболее активного использования имеющихся источников пополнения трудовых ресурсов. Система профессионального обучения работников. Непрерывное образование, его сущность и целесообразность. Виды профессионального обучения (первоначальная подготовка работников, переподготовка, повышение квалификации). Формы профессионального обучения рабочих и специалистов. Факторы, обуславливающие качество профессиональной подготовки (профессиональная и социальная ориентация молодежи; материально-техническая база обучения; качество преподавательских кадров, программы обучения и совершенство методов подготовки). Определение занятости, полная, рациональная и эффективная занятость. Виды и формы занятости, их классификация. Занятость в условиях рыночной экономики. Рынок труда- один из  составляющих элементов рыночных отношений. Причины появления временно незанятых работников. Безработица (резервная армия труда), ее естественный уровень, характерный для экономики развитых стран. Виды безработицы, показатели, используемые для оценки уровня и динамики безработицы. Основные критерии, позволяющие выявить «очаги» безработицы. Влияние экономической и демографической ситуации в России на состояние рынка трудя. Формы социальной поддержки временно неработающих. Закон о занятости в РФ.

Тема 3. Конкретные социологические исследования как источник информации о социальных процессах в сфере труда.

Социологические исследования как средство получения социальной информации. Основные нормативные требования к организации и проведению социологических исследований. Виды социологических исследований (конкретные и теоретические, разовые и повторные, когортные, пилотажные и т.д.). Элементы организации социологических исследований  (план проведения научно-исследовательской работы, сетевой график). Этапы проведения социологического исследования. Методическая программа: содержание, функции. Рабочая гипотеза как неотъемлемая часть методической программы: виды, роль в социологическом исследовании. Интерпретация применяемых в в исследовании понятий. Суть операционализации понятий, применяемых в исследовании. Обеспечение репрезентативности социологического исследования. Сплошное, монографическое, выборочное исследования. Виды выборки. Обеспечение репрезентативности выборки. Основные требования к применению выборочного метода.

Тема 4.  Методы сбора первичной социологической информации.

Похожие материалы

Информация о работе