Социальное партнерство в управлении занятостью
В условиях рыночных отношений возрастает роль локального механизма правового регулирования в обеспечении нормативной базы для организации отношений по подбору, найму, обучению, вознаграждению, социальному развитию, увольнению персонала. Как показывает практика, локальное нормотворчество влияет на регулирование рынка труда, в связи с чем развивается система социального партнерства.
Социальное партнерство в условиях современных рыночных отношений сглаживает противоречие между экономическим законом рынка - получение наивысшей прибыли, в чем заинтересован производитель, и социальными интересами наемных работников.
Субъектами социального партнерства являются: трудовые коллективы, профсоюзы, государство и его структуры, предприниматели, координационные комитеты, общественные неправительственные организации.
К основным понятиям системы социального партнерства относятся понятия объекта, предмета социального партнерства и многие другие.
Объект партнерских отношений - собственность, товар, ресурс, человеческий потенциал, власть, информация, технология и т. д.
Предметом социального партнерства в экономической сфере выступают феномены владения, пользования, распоряжения собственностью, проблемы прибыли, организация, безопасность труда, а в социальной сфере предметом партнерских отношений выступают, прежде всего, проблемы оплаты труда, занятости, социальной защиты уязвимых слоев населения, поддержка материнства, детства, демографические и миграционные процессы.
Предметом партнерских отношений в социально-трудовой сфере выступают проблемы уровня и качества жизни и доходов населения: проблемы мотивации, оплаты, условий, охраны труда; занятость населения и развитие персонала, семейная, молодежная, демографическая политика; реализация образовательных услуг и т. д.
Предметом для конфликта, как правило, является:
• создание и сохранение рабочих мест;
• защита работников от безработицы;
• сохранение кадрового потенциала;
• опережающее развитие персонала;
• социальные гарантии высвобождае
мым работникам;
• льготы и доплаты к заработной плате;
• социальное страхование и пенсионное
обеспечение;
• коллективные трудовые споры.
Следует отметить, что генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, представляет собой правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного действия субъектов социального партнерства, то же - соглашение региональное, только на уровне субъекта Российской Федерации.
На территории Мурманской области, на трехсторонней основе действует областная Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, состоящая из равного количества представителей администрации области, облсовпрофа и Союза промышленников и предпринимателей. Ее состав на 2000 - 2003 гг. утвержден постановлением губернатора Мурманской области от б декабря 2000 г. № 505 ПГ. Следует отметить, совместная работа позволила сторонам выработать такие формы взаимодействия, как коллективные переговоры, консультации для урегулирования разногласий, осуществление контроля за выполнением достигнутых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.