Труд как процесс и экономический ресурс. Трудовой потенциал: показатели и сущность. Движения кадров на предприятии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Предмет и методология курса.

Социология труда исследует взаимоотношения людей и соц. Групп в производственных коллективах, анализируют проблемы, которые обусловлены различием людей по таким признакам как:

-  пол;

-  возраст;

-  национальность;

-  образование;

-  воспитание;

-  и.т.д.

Предметом социологии труда является структура и механизм социальных трудовых отношений, а также социальные процессы и явления.

Цель социологии труда:

-исследование социальных процессов и разработка по их регулированию и управлению мероприятий направленных на создание оптимальных условий для функционирования коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Основные понятия курса предмета:

1)Потребность человека – нужда в чем-либо, стремление к чему-либо;

Виды потребностей:

А)Материальные – потребности в пище, жилье и т. д.

Б)Социальные – общение, совместная деятельность.

В)Интеллектуальные – знание, творчество.

Г)Эстетические – красота, гармония.

Д)Духовные – нравственное совершенствование, честность, доверие, помощь людям и т. д.

2)Благо – то что может удовлетворить потребности человека.

По происхождению:

А)Природные.

Б)Произведенные (созданные человеком).

По назначению в соответствии с потребностями:

А)Материальные блага.

Б)Интеллектуальные.

В)Социальные.

Г)Духовные – основы психического состояния.

3)Ресурсы – из чего производят благо.

Могут быть:

А)Природные.

Б)Произведенные человеком.

В)Человеческие ресурсы.

4)Норма – правила или величины служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.

А)Норма–правило - утверждение, определяющее взаимоотношения между людьми.

Б)Норма-величина – число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции или допустимый уровень воздействия на природу и человека.

5)Капитал – все что является или может стать источником дохода человека, организации, государства.

Виды капиталов:

А)Природный капитал.

Б)Человеческий капитал.

В)Технологический капитал.

Г)Социальный капитал – взаимоотношения людей.

6)Эффективность – соотношение между затратами ресурсов и полученными результатами.

7)Социально-экономическая система – множество межличностных и межгрупповых отношений обусловленных процессами производства распределения благ и ресурсов.

8)Рынок – система добровольного обмена благ и прав пользования ими при отсутствии отношений административной координации.

9)Организация – объединение (система) из двух и более человек, деятельность которых координируется какой-либо целью.

Труд как процесс и экономический ресурс.

               В экономической литературе «труд» рассматривается в двух аспектах:

1.Как вид деятельности человека, как процесс. Характеризуется тремя основными признаками:

-  Цель – производство благ и ресурсов.

-  Содержание – преобразование ресурсов и необходимые для этого затраты времени и энергии.

-  Мотивы – причины, которые побуждают к деятельности.

Труд как процесс – деятельность человека по производству благ и ресурсов для потребления в домашнем хозяйстве или для экономического обмена.

2.Как экономический ресурс.

Современные экономисты делят экономические ресурсы на:

-  природные;

-  произведенные человеком;

-  трудовой потенциал.

Существовала различная терминология на людские ресурсы:

В 20 веке – «рабочая сила» - совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует для производства материальных благ. Именно рабочую силу покупают на рынке труда.

-  в 70-е годы – «человеческий капитал».

-  В США и Англии – «человеческие ресурсы».

-  В России – «трудовой потенциал» - характеризует возможность участия человека, населения страны в производстве и обмене благ.

«Трудовой потенциал» рассматривается в двух позициях:

1)Как статистический показатель – значение, численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, который может быть достигнут вовлечением в экономическую деятельность пока  не занятых трудовых ресурсов.

2)Как экономическая категория – характеризует население, как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, окружающих его трудоспособность.

Наука о труде и персонале.

Трудовая деятельность стала объектом научных исследований со второй половины XIX века. Исследования начал американский инженер Тейлор. Цель исследований – поиск методов рационального выполнения производственных операций. Тейлор создал школу научной организации труда. Представители: Тейлор, Тилбрит и т. д.

Тейлор:

1.Изобрел хронометраж.

2.Изобрел тарифную систему оплаты труда.

3.Изобрел логарифмическую линейку с математиком К. Бартом.

4.Построил научную организацию труда, которая базируется на пяти принципах:

-  научный отбор (по тесту) рабочих;

-  научное изучение затрат времени рабочего и его обучение;

-  специализация рабочего;

-  экономическое стимулирование труда;

-  справедливое разделение ответственности между работниками и управляющими.

Задумался представлением процесса производства графически (ленточный график).

Тилбрет:

Волновали процессы утомляемости рабочих. Изучал микродвижения рабочих.

Наука об организации труда и персонале определяется следующими признаками:

1.Производительность труда.

2.Человеческий капитал (здоровье, образование и т д).

3.Условия труда.

4.Проектирование трудовых процессов (распределение работ, оформление

Похожие материалы

Информация о работе