Предмет и методология курса.
Социология труда исследует взаимоотношения людей и соц. Групп в производственных коллективах, анализируют проблемы, которые обусловлены различием людей по таким признакам как:
- пол;
- возраст;
- национальность;
- образование;
- воспитание;
- и.т.д.
Предметом социологии труда является структура и механизм социальных трудовых отношений, а также социальные процессы и явления.
Цель социологии труда:
-исследование социальных процессов и разработка по их регулированию и управлению мероприятий направленных на создание оптимальных условий для функционирования коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Основные понятия курса предмета:
1)Потребность человека – нужда в чем-либо, стремление к чему-либо;
Виды потребностей:
А)Материальные – потребности в пище, жилье и т. д.
Б)Социальные – общение, совместная деятельность.
В)Интеллектуальные – знание, творчество.
Г)Эстетические – красота, гармония.
Д)Духовные – нравственное совершенствование, честность, доверие, помощь людям и т. д.
2)Благо – то что может удовлетворить потребности человека.
По происхождению:
А)Природные.
Б)Произведенные (созданные человеком).
По назначению в соответствии с потребностями:
А)Материальные блага.
Б)Интеллектуальные.
В)Социальные.
Г)Духовные – основы психического состояния.
3)Ресурсы – из чего производят благо.
Могут быть:
А)Природные.
Б)Произведенные человеком.
В)Человеческие ресурсы.
4)Норма – правила или величины служащие для регулирования взаимоотношений между людьми и установления количества ресурсов.
А)Норма–правило - утверждение, определяющее взаимоотношения между людьми.
Б)Норма-величина – число, определяющее затраты ресурса на единицу продукции или допустимый уровень воздействия на природу и человека.
5)Капитал – все что является или может стать источником дохода человека, организации, государства.
Виды капиталов:
А)Природный капитал.
Б)Человеческий капитал.
В)Технологический капитал.
Г)Социальный капитал – взаимоотношения людей.
6)Эффективность – соотношение между затратами ресурсов и полученными результатами.
7)Социально-экономическая система – множество межличностных и межгрупповых отношений обусловленных процессами производства распределения благ и ресурсов.
8)Рынок – система добровольного обмена благ и прав пользования ими при отсутствии отношений административной координации.
9)Организация – объединение (система) из двух и более человек, деятельность которых координируется какой-либо целью.
Труд как процесс и экономический ресурс.
В экономической литературе «труд» рассматривается в двух аспектах:
1.Как вид деятельности человека, как процесс. Характеризуется тремя основными признаками:
- Цель – производство благ и ресурсов.
- Содержание – преобразование ресурсов и необходимые для этого затраты времени и энергии.
- Мотивы – причины, которые побуждают к деятельности.
Труд как процесс – деятельность человека по производству благ и ресурсов для потребления в домашнем хозяйстве или для экономического обмена.
2.Как экономический ресурс.
Современные экономисты делят экономические ресурсы на:
- природные;
- произведенные человеком;
- трудовой потенциал.
Существовала различная терминология на людские ресурсы:
В 20 веке – «рабочая сила» - совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует для производства материальных благ. Именно рабочую силу покупают на рынке труда.
- в 70-е годы – «человеческий капитал».
- В США и Англии – «человеческие ресурсы».
- В России – «трудовой потенциал» - характеризует возможность участия человека, населения страны в производстве и обмене благ.
«Трудовой потенциал» рассматривается в двух позициях:
1)Как статистический показатель – значение, численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, который может быть достигнут вовлечением в экономическую деятельность пока не занятых трудовых ресурсов.
2)Как экономическая категория – характеризует население, как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, окружающих его трудоспособность.
Наука о труде и персонале.
Трудовая деятельность стала объектом научных исследований со второй половины XIX века. Исследования начал американский инженер Тейлор. Цель исследований – поиск методов рационального выполнения производственных операций. Тейлор создал школу научной организации труда. Представители: Тейлор, Тилбрит и т. д.
Тейлор:
1.Изобрел хронометраж.
2.Изобрел тарифную систему оплаты труда.
3.Изобрел логарифмическую линейку с математиком К. Бартом.
4.Построил научную организацию труда, которая базируется на пяти принципах:
- научный отбор (по тесту) рабочих;
- научное изучение затрат времени рабочего и его обучение;
- специализация рабочего;
- экономическое стимулирование труда;
- справедливое разделение ответственности между работниками и управляющими.
Задумался представлением процесса производства графически (ленточный график).
Тилбрет:
Волновали процессы утомляемости рабочих. Изучал микродвижения рабочих.
Наука об организации труда и персонале определяется следующими признаками:
1.Производительность труда.
2.Человеческий капитал (здоровье, образование и т д).
3.Условия труда.
4.Проектирование трудовых процессов (распределение работ, оформление
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.