3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА СП ОАО «СПАРТАК»
3.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ И ОЦЕНКА ЕГО РИТМИЧНОСТИ
Для СП ОАО «Спартак» важным является проведение анализа производства продукции, так как изменения в объеме производства продукции и ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность.
Анализ объема производства начнем с изучения динамики выпуска товарной продукции за последние годы (Таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Динамика выпуска товарной продукции за 1998 – 2001
годы
Год |
Выпуск товарной продукции, тонн |
Темпы роста, % |
|
базисные |
цепные |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1998 |
37664 |
100 |
100 |
1999 |
44334 |
117,7 |
117,7 |
2000 |
46652 |
123,9 |
105,2 |
2001 |
40733 |
108,1 |
87,3 |
Найдем среднегодовой темп роста по формуле:
Т = Т1*Т2*Т3 ,
где n - количество лет; Т1,Т2,Т3 – цепные темпы роста.
Т= 1*1,177*1,052*0,873 =1,026
Для наглядности изобразим динамику выпуска товарной продукции графически (рис.3.1).
Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2001 году у предприятия наблюдался спад производства. Объем производства упал ниже уровня 1999 года. При этом показатель1998 года был превышен в 2001 году всего на 8,1п/п. В связи с этим средний темп роста за четыре года составил всего 108,1%. Такой результат работы предприятия за последний год обусловлен снижением спроса на продукцию, высокими ценами на кондитерские изделия «Спартака», ростом конкуренции на рынке и другими факторами.
Рис. 3.1 Динамика выпуска товарной продукции за 1998 – 2001 г.
Далее проведем анализ выполнения плана производства продукции за 2001 год. Для этого составим таблицу:
год.
Показатели |
2000 г., млн. руб. |
2001г., млн. руб. |
Отклонение фактического выпуска продукции |
||||
план |
факт |
от плана |
от прошлого года |
||||
Сумма, млн. руб. |
Темп роста, % |
Сумма, млн. руб. |
Темп роста, % |
||||
1.Объем производства продукции в действующих ценах 2. Объем производства продукции в ценах производителей в сопоставимых ценах |
37083,6 50379,2 |
61500 59461 |
55218,3 44863,3 |
-6281,74 -14597,7 |
89,8 75,4 |
18134,66 -5515,9 |
148,9 89,1 |
Согласно проведенному анализу можно сделать вывод о том, что план производства не был выполнен. Недовыполнение плана объема в действующих ценах 2001 года по сравнению с 2000 годом составило 10,2%, а в сопоставимых ценах – 24,6%. Также ярко выражено заметное снижение объема производства продукции в ценах производителей в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом. Оно составило 5515,9 млн. руб. или 10,9%. Полученные результаты неутешительны, предприятие за 2001 год не только снизило объем производства по сравнению с прошлым годом, но и не выполнило запланированные показатели выпуска.
Далее проведем анализ выполнения плана по ассортименту. Для этого будем использовать данные Бизнес-плана на 2001г. и ф. 1-П «Годовой отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (приложение ).
Таблица 3.3 – Оценка выполнения плана по ассортименту за 2001 год.
Группы продукции |
Выпуск, тонн |
Абсолютное изменение, тонн |
Выполнение плана, % |
|
план |
факт |
|||
1. Карамель 2. Мучные кондитерские изделия 3. Конфеты и шоколадные изделия |
19250 17000 10410 |
15476 17895 7362 |
- 3774 895 - 3048 |
80,3 105,3 70,7 |
Всего |
46660 |
40733 |
- 5927 |
87,3 |
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что план не был выполнен только по группе мучных кондитерских изделий. По карамели, конфетам и шоколаду наблюдалось значительное недовыполнение плана. Можно говорить о том, что по предприятию план был выполнен всего на 70,7%. Причинами недовыполнения плана могли быть срывы выполнения договорных обязательств по поставкам сырья, снижение спроса на продукцию и, как следствие, уменьшение объема производства, остановка предприятия на капитальный ремонт в январе месяце и другие причины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.