Анализ производства и реализации продукции на СП ОАО «Спартак», страница 8

Качество характеризуется системой показателей: обобщающие, которые характеризуют качество всей произведенной на предприятии продукции, не зависимо от их вида и назначения; индивидуальные, ко­торые характеризуют одно из свойств продукции (полезность,  трудоем­кость, энергоемкость); косвенные (количество рекламаций на продук­цию, количе­ство штрафов за некачественную продукцию). В связи с тем, что большая часть информации о предприятии является коммерческой тайной, провести подробный анализ качества не представля­ется возможным.

Одним из показателей, характеризующих качество всей произ­ве­ден­ной продукции независимо от ее вида и назначения, является удель­ный вес экс­портируемой продукции, в том числе в высокоразвитые про­мышлен­ные страны. Поэтому далее проведем анализ объемов реали­зации про­дукции по странам на основании таблицы 3.13. При этом будем использовать ф. 6-ф «Отчет о за­должен­ности предприятия», ф. 25-АПК «Ведомость реализованной продукции» за два последних года (приложение   ).

На основании проведенного анализа в таблице 3.13 можно сделать вывод, что в 2001 году объем продаж на территории нашей республики снизился на1221 тонны, а на экспорт – на 4436 тонн. Это обусловлено во многом по­ступ­лением на белорусский рынок более дешевой украинской

Таблица 3.13– Анализ экспорта продукции за 2000 – 2001 годы.

      Страна

     2000г.

      2001г.

Отклонение

Объем реализа­ции, тонн

Уд. в.,

%

Объем реализа­ции, тонн

Уд. в.,

%

Объема

реали­за­ции, тонн

Уд. в.,

  п/п

1.  Беларусь

2.  Экспорт

2.1 Российская Федерация

2.2 Латвия

2.3 Эстония

2.4  Другие         страны

25338

20825

20822,9

-

-

2,1

54,9

45,1

99,99

-

-

0,01

24117

16389

16212

13,1

4,9

159

62,8

37,2

98,92

0,08

0,03

0,97

-1221

- 4436

- 4610,9

13,1

4,9

158,98

7,9

- 7,9

1,07

0,08

0,03

0,96

Всего

46143

100

38374

100

-2359

-

про­дук­ции, не уступающей по качеству продукции «Спартака». Снижение объ­ема продаж за границу вызвано уменьшением поставок в Российскую Федерацию на 4610,9 тонн. Важно отметить, что предприятие попы­талось покрыть спад спроса на продукцию в Беларуси и Российской Фе­дерации увеличением поставок в другие страны. Подтверждением этого является появление в 2001 году поставок в Лат­вию, Эстонию и другие страны, в которые в 2000 году экспорта про­дук­ции не было. Но объемы по­ставок за 2001год в Эстонию, Латвию и другие страны составили чуть более 2% в общем объеме реализации продукции на экспорт. Поэтому произошедшие изменения привели к тому, что в итоге предпри­ятие реализовало на 2359 тонны меньше, чем в 2000 году.

Для наглядности изобразим динамику реализации в разрезе стран в виде диаграммы  (рисунок 3.3  ).

 С качеством продукции неразрывно связана ее конкурентоспособ­ность. Именно цены на продукцию обеспечивают предприятию заплани­рованный уровень прибыли и конкурентоспособности. Поэтому немало­важным является сравнение отпускных цен на аналогичную продукцию у изучаемого предприятия и конкурентов.  Анализ проведем с учетом та­кого качественного показателя кондитерских изделий, как срок хранения продукции. Для проведения анализа воспользуемся прайс-листами СП ОАО «Спартак» и ЧТУП «Кондитер – ТОРГ». Результаты анализа пред­ставлены в таблице 3.14.

Анализ ценовой политики предприятия показал, что при одинаковых сроках хранения продукции на ка­рамель СП ОАО «Спартак» установил более низкие цены по сравнению с ценами ЧТУП «Кондитер – ТОРГ», но, в тоже время, цены на конфеты у изучаемого предприятия выше, чем у его конкурента.  Такая ценовая по­литика на рынке приводит


Рис. 3.3  Динамика реализации продукции по странам

Таблица 3.14 – Сравнение политики в области  цен СП ОАО  «Спартак»