Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра управления персоналом
«Психология менеджмента»
г.Санкт-Петербург
2007
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедрыуправления персоналом
Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.
Заведующий кафедрой к.м.н., доцент Белов В.В.________________________
Разработчики – к.м.н., доцент Белов В.В. _________________________
1. Требования к уровню освоения знаний
В процессе обучения студенты должны познакомиться с классическими и современными концепциями управления персоналом, с основными направлениями кадровой работы, а также важнейшими терминами и понятиями кадрового менеджмента.
Студенты должны знать области применения психологических знаний в практике кадровой работы.
Студенты должны уметь использовать методы кадровой работы, учитывая психологические особенности работника, группы и организации в целом.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН
Тема 1. Основы кадрового менеджмента
Основные понятия кадрового менеджмента. Задачи кадрового менеджмента. Кадровый менеджмент и психология управления. История развития взглядов на роль человеческого фактора в производственном процессе. Теория «Человеческого капитала» Г. Бэккера.
Рекомендации по изучению темы:
При рассмотрении данной темы особое внимание следует уделить роли кадровой службы в системе управления организацией в целом. Необходимо раскрыть основные функции менеджера по персоналу, а также принципы создания службы персонала в организации. Данная тема предполагает рассмотрение эволюции взглядов на роль человеческих ресурсов в производственном процессе.
Литература по теме:
Тема 2. Современные концепции управления персоналом.
Исследования Т.Питера и Р. Уотермена. Тенденции развития центров управления персоналом в странах западной Европы, в США и Японии. Организация деятельности кадровых служб на примере крупных корпораций. Влияние на специфику работы с персоналом.
Рекомендации по изучению темы:
При изучении данной темы следует сделать обзор современных подходов и концепций управления персоналом, разработанных в США, Европе и Японии.
Важно также проанализировать особенности организации деятельности кадровых служб на примере крупных корпораций /IBM, 3М/. При рассмотрении данной темы важно также рассмотреть влияние факторов национальной культуры на процесс управления персоналом в различных странах.
Литература по теме:
1. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2000.
2. Психология менеджмента. Учебник. /Под ред. проф. Никифорова Г.С. – СПб.:СПбГУ, 2000.
3. Управление персоналом организации . Учебник./Под ред. Кибанова А.Я. – М.:Инфра-М, 19997
Тема 3. Анализ работы
Цель анализа работы. Этапы анализа работы. Методы сбора информации для анализа работы. Психологические рекомендации по проведению интервью для анализа работы. Квалификационные требования к персоналу. Составление документов по описанию работы и спецификации работы. Спецификация для обученного и необученного персонала.
Рекомендации по изучению темы:
При изучении данной темы необходимо подчеркнуть важную роль, которую играет процесс анализа работы в таких ключевых методах управления персоналом как привлечение, отбор и найм работников. Важно рассмотреть психологические аспекты деятельности менеджера по персоналу, связанные с проведением анализа работы на предприятии.
Литература по теме:
1. Десслер Г. Управление персоналом. – М.:БИНОМ, 1997.
Тема 4. Поиск и привлечение персонала
Содержание темы:
Области поиска персонала. Средства поиска персонала. Содрудничество с образовательными организациями. Работа с биржами труда. Пенсионеры как рабочая сила. Поиск через средства массовой информации. Принципы создания объявлений о вакансиях. Принцип «воронки». Принцип «AIDA».
Рекомендации по изучению темы:
В данной теме рассматриваются всевозможные области и средства поиска /вербовки/ персонала. Студенты знакомятся с наиболее распространенными и эффективными средствами поиска персонала, анализируют достоинства и недостатки данных методов. Особое внимание при изучении темы поиска персонала уделяется работе менеджера по персоналу со средствами массовой информации.
Литература по теме:
1.Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М.:ИП РАН, 1996.
2.Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – Учебное пособие, Новосибирск, 2000.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.