Психология менеджмента: Материалы для самостоятельной работы (Содержание дисциплины. Вопросы к итоговому контролю знаний (к экзамену). Семинарские и практические занятия по учебной дисциплине), страница 4

Литература по теме:

1. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное   поведение: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2000.

2. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М.:ИНФРА-М, 1999.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.:Дело, 2000.

4.  Моргунов Е.Б. Личность и организация. – М.:Тривола, 1999.

5.  Соломанидина Т.О. Управление мотивацией персонала. – М.:Изд-во РЭА, 1996.

Тема 11. Вознаграждения работников организации

Содержание темы:

Вознаграждения и мотивация. Типология вознаграждения. Оценка труда. Вопрос о тайне зарплаты. Различные подходы к финансовому вознаграждению научно-исследовательского персонала, ИТР, торгового персонала, менеджеров. «Традиционная система компенсаций». Пособия и услуги. Основные виды социальных услуг. Направления социальной мотивации персонала. Методы исследования трудовой мотивации персонала.

Рекомендации по изучению темы:

Основная цель при изучении данной темы – рассмотрение наиболее эффективных видов вознаграждения и стимулирования персонала в организации.

Особое внимание в лекционном материале уделяется анализу системы материального и нематериального стимулирования на современных предприятиях.  При изучении данной проблемы студенты знакомятся с важнейшими направлениями социальной мотивации персонала, системой Кафетерия Р.Марра, программами помощи работникам. Несомненный интерес для психологов представляет также проблема демотивации работников и способы ее возможной коррекции.

1.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 1999.

2.  Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3.  Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.:Инфра-М, 1996.

4.  Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов-н/Д:Феникс, 1997.

Тема 12. Конфликты в организации. Стратегии управления конфликтами

Содержание темы:

Средства разрешения конфликта. Психологические аспекты конфликта. Личностный аспект конфликта. Конфликтогенные личности. Способы управления эмоциональным состоянием в конфликте. Конфликты в организации. Переговоры и посредничество в конфликте. Стратегии переговоров. Функции и роли медиатора.

Рекомендации по изучению темы:

Данная тема имеет  прикладной, практический характер и направлена на рассмотрение различных путей урегулирования конфликтов, которые могут быть использованы психологом-консультантом  или менеджером по персоналу. В связи с этим студенты знакомятся с наиболее эффективными коммуникативными тактиками разрешения конфликтных ситуаций, правилами ведения переговоров, а также методами психологического консультирования участников конфликтных отношений. Особое внимание уделяется анализу влияния конфликтов на поведение, психологическое самочувствие и работоспособность персонала.

Литература по теме:

1.  Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

2.  Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. – М.:Владос, 1999.

3.  Конфликтология /  Под ред. А.С.Кармина. – СПб.: Лань, 1999.

4.  Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.:Экмос,1998.

3. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(К ЭКЗАМЕНУ)

1.  Роль психологии в управлении персоналом.

2.  Основные функции и задачи менеджера по персоналу.

3.  Связь психологии управления персоналом с другими науками.

4.  Основные положения теории человеческого капитала Г.Беккера.

5.  Историческое развитие взглядов на роль человеческих ресурсов в производстве.

6.  Развитие идей менеджмента в России.

7.  «Теория о времени и движении» Ф.Тейлора.

8.  Хотторнские эксперименты Э.Мэйо и их влияние на менеджмент перcонала.

9.  Основные факторы, влияющие на планирование трудовых ресурсов.

10.  Использование психодиагностических методов в работе с персоналом.