Изменение показаний пары датчиков (DS, мм), регистрирующих автоколебания соседних оснащённых магнитами лопаток при нагрузке, равной 95% номинальной.
№замера |
№№ лопаток (условные) |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
-0,215 |
-0,068 |
0,168 |
0,172 |
-0,073 |
-0,135 |
-0,106 |
0,139 |
2 |
0,286 |
0,039 |
-0,228 |
-0,141 |
0,172 |
0,192 |
0,042 |
-0,16 |
3 |
-0,216 |
0,028 |
0,223 |
0,035 |
-0,197 |
-0,067 |
0,099 |
0,194 |
4 |
0,221 |
-0,028 |
-0,229 |
0,022 |
0,269 |
0,111 |
-0,107 |
-0,175 |
5 |
-0,09 |
0,111 |
0,168 |
-0,116 |
-0,251 |
-0,053 |
0,196 |
0,084 |
6 |
0,047 |
-0,108 |
-0,161 |
0,159 |
0,214 |
0,016 |
-0,201 |
-0,066 |
7 |
0,088 |
0,166 |
0,072 |
-0,211 |
-0,142 |
0,071 |
0,224 |
-0,053 |
8 |
-0,09 |
-0,15 |
-0,022 |
0,188 |
0,077 |
-0,108 |
-0,188 |
0,072 |
9 |
0,21 |
0,138 |
-0,079 |
-0,225 |
-0,005 |
0,139 |
0,182 |
-0,176 |
10 |
-0,172 |
-0,095 |
0,127 |
0,159 |
-0,031 |
-0,135 |
-0,091 |
0,18 |
В процессе испытаний была обнаружена сильная зависимость интенсивности автоколебаний от нагрузки турбины. До определённой нагрузки автоколебания вообще отсутствовали, затем довольно резко нарастали, а в дальнейшем происходил или монотонный рост интенсивности автоколебаний по мере набора нагрузки, или стабилизация уровня (для лопаток другой конструкции).
Регистрация автоколебаний при различных нагрузках обычно осуществлялась следующим образом: при фиксированной нагрузке выполнялись измерения в течение 30 секунд (1500 замеров) и на их основании для каждой лопатки вычислялось среднее значение показаний Sср. и отклонение от среднего DSk при k-ом замере (изображённые, например, на рис.3 и 4). На основании обработки всего массива измерений для каждой лопатки определялось максимальное по абсолютной величине отклонение от среднего (DSmax ) и величина среднего квадратического отклонения (СКО), вычисляемая по формуле:
СКО= (40)
где N – общее число замеров (в большинстве случаев N=1500, но при регистрации переходных процессов длительность измерений, естественно, значительно увеличивалась).
При определении зависимости интенсивности автоколебаний от нагрузки обычно использовались именно значения СКО, как обеспечивающие большую точность измерений по сравнению с величинами DSmax. Это объясняется тем, что на величины DSmax относительно сильнее влияют как случайные погрешности измерений, так и погрешности, связанные хотя и с очень высокой (40 МГц), но всё же ограниченной частотой опроса, в связи с чем только по этой причине ошибка при определении величин DSmax для исследуемых ступеней могла достигать 0,013 – 0,016 мм [2]. Поскольку при определении величин СКО используются данные не одного, а всех N замеров, то относительное влияние погрешностей оказывается значительно меньшим, а полученные данные – более представительными. Можно показать, что, при замерах с помощью ДФМ чисто синусоидального сигнала и отсутствии погрешностей измерений, между величинами DSmax и СКО существует следующая зависимость: (DSmax/СКО)=.
В качестве примера на рис.5 показано изменение интенсивности автоколебаний при нагружении турбины, а также при её перегрузке.
Рис.5. Изменение интенсивности автоколебаний при нагружении турбины (¨) и её перегрузке (g).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.