Автоколебания рабочих лопаток паровых турбин (измерения, анализ, меры борьбы). Учебное пособие, страница 9

Изменение показаний пары датчиков (DS, мм), регистрирующих автоколебания соседних оснащённых магнитами лопаток при нагрузке, равной 95% номинальной.

№замера

№№ лопаток (условные)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

-0,215

-0,068

0,168

0,172

-0,073

-0,135

-0,106

0,139

2

0,286

0,039

-0,228

-0,141

0,172

0,192

0,042

-0,16

3

-0,216

0,028

0,223

0,035

-0,197

-0,067

0,099

0,194

4

0,221

-0,028

-0,229

0,022

0,269

0,111

-0,107

-0,175

5

-0,09

0,111

0,168

-0,116

-0,251

-0,053

0,196

0,084

6

0,047

-0,108

-0,161

0,159

0,214

0,016

-0,201

-0,066

7

0,088

0,166

0,072

-0,211

-0,142

0,071

0,224

-0,053

8

-0,09

-0,15

-0,022

0,188

0,077

-0,108

-0,188

0,072

9

0,21

0,138

-0,079

-0,225

-0,005

0,139

0,182

-0,176

10

-0,172

-0,095

0,127

0,159

-0,031

-0,135

-0,091

0,18

В процессе испытаний была обнаружена сильная зависимость интенсивности автоколебаний от нагрузки турбины. До определённой нагрузки автоколебания вообще отсутствовали, затем довольно резко нарастали, а в дальнейшем происходил или монотонный рост интенсивности автоколебаний по мере набора нагрузки, или стабилизация уровня (для лопаток другой конструкции).

          Регистрация автоколебаний при различных нагрузках обычно осуществлялась следующим образом: при фиксированной нагрузке выполнялись измерения в течение 30 секунд (1500 замеров) и на их основании для каждой лопатки вычислялось среднее значение показаний Sср. и отклонение от среднего DSk при k-ом замере (изображённые, например, на рис.3 и 4). На основании обработки всего массива измерений для каждой лопатки определялось максимальное по абсолютной величине отклонение от среднего (DSmax ) и величина среднего квадратического отклонения (СКО), вычисляемая по формуле:

                    СКО=                                                                        (40)

где  N – общее число замеров (в большинстве случаев N=1500, но при регистрации переходных процессов длительность измерений, естественно, значительно увеличивалась).

          При определении зависимости интенсивности автоколебаний от нагрузки обычно использовались именно значения СКО, как обеспечивающие большую точность измерений по сравнению с величинами DSmax. Это объясняется тем, что на величины DSmax относительно сильнее влияют как случайные погрешности измерений, так и погрешности, связанные хотя и с очень высокой (40 МГц), но всё же ограниченной частотой опроса, в связи с чем только по этой причине ошибка при определении величин DSmax для исследуемых ступеней могла достигать 0,013 – 0,016 мм [2]. Поскольку при определении величин СКО используются данные не одного, а всех N замеров, то относительное влияние погрешностей оказывается значительно меньшим, а полученные данные – более представительными. Можно показать, что, при замерах с помощью ДФМ чисто синусоидального сигнала и отсутствии погрешностей измерений, между величинами DSmax и СКО существует следующая зависимость: (DSmax/СКО)=.

          В качестве примера на рис.5 показано изменение интенсивности автоколебаний при нагружении турбины, а также при её перегрузке.

Рис.5. Изменение интенсивности автоколебаний при нагружении турбины (¨) и её перегрузке (g).