R1=b3u2, (61)
где b3 – коэффициент, зависящий от геометрических характеристик лопаток и связей, параметров потока, собственной формы и т.д.
С учётом соотношений (60) и (61), можно записать выражение для скорости колебаний (величины динамических напряжений) при установившемся процессе автоколебаний:
s~u=[b3-b1d0]/b2. (62)
Выражение (62) имеет смысл только при выполнении условия b3>b1d0; если, наоборот, b3<b1d0, то автоколебания вообще будут отсутствовать.
Т.о., в отличие от резонансных колебаний, амплитуды которых теоретически будут отличны от нуля при сколь угодно малой величине возмущающей силы и будут постепенно возрастать при увеличении силы, автоколебания при определённых режимах вообще не будут иметь места. С другой стороны, после возникновения автоколебаний их уровень будет ограничиваться только зависимостью декремента от амплитуды и если эта зависимость окажется слабой (относительно малой будет величина коэффициента b2), то интенсивность автоколебаний после их возникновения может оказаться весьма значительной.
Представленные в этом разделе соображения о природе зарегистрированных в условиях эксплуатации автоколебаний лопаток последних ступеней мощных турбин и механизме их возникновения объясняют большинство (хотя и не все) экспериментально обнаруженных особенностей колебаний, описанных в разделе 3. Это даёт основания полагать, что и меры воздействия на границы возникновения и интенсивность автоколебаний, основанные на изложенных в этом разделе соображениях, окажутся достаточно эффективными.
6. МЕРЫ КОНСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГРАНИЦЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТЬ АВТОКОЛЕБАНИЙ.
Установленные экспериментально особенности автоколебаний и рассмотренные выше качественные закономерности силового взаимодействия лопаток с потоком позволяют предложить ряд целесообразных конструктивных изменений, направленных на ликвидацию автоколебаний или уменьшение их интенсивности. Т.к. граница возникновения автоколебаний определяется равенством подведённой (R1) и рассеянной (R2) за цикл колебаний энергий, то рассмотрим конструктивные изменения, направленные на уменьшение R1 или увеличение R2 , т.е. на уменьшение отношения R1/R2. Используя формулы (56), представим отношение в следующем виде:
~ (63)
Из формулы (63) следует, что для борьбы с автоколебаниями могут быть использованы следующие мероприятия:
1. увеличение жёсткости лопаток и лопаточных связей, приводящее к возрастанию собственных частот f;
2. уменьшение расхода пара G;
3. уменьшение перепада на рабочие лопатки, приводящее к уменьшению отношения w2a/w1a;
4. увеличение рассеяния энергии при колебаниях, характеризующегося величиной декремента d.
Благоприятное для борьбы с автоколебаниями увеличение модуля упругости Е рассматривать не будем, т.к. для наиболее длинных лопаток последних ступеней переход от стали к титану является необходимым по соображениям статической прочности.
Влияние перечисленных выше мероприятий на величину отношения R1/R2 будем рассматривать применительно к периферийному сечению лопатки, поскольку из изложенного выше ясно, что именно в этом сечении подвод энергии от потока к колеблющейся лопатке может быть наиболее интенсивным. Рассмотрим подробнее конструктивные возможности реализации указанных мероприятий.
1. Увеличение жёсткости лопаток и лопаточных связей.
Не ставя целью получение численных результатов для какой-либо конкретной ступени, постараемся получить некоторые более общие качественные соотношения. Т.к. автоколебания реализовывались с преимущественно изгибными собственными формами, то воспользуемся зависимостью частот изгибных колебаний от геометрических характеристик лопатки постоянного сечения [5]:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.