Финансовый анализ: Опорный конспект лекций, страница 19

102

Расчет влияния факторов строится на тезисе, что размер влияния фактора на изменение результативного показателя равен абсолютному изменению соответствующего факторного показателя с учетом направленности влияния (+, -).

Например,

DП(У) б (DПрп) = D П(У) рп                 (65)

DПч (DНп) = - D Нп                              (66)

и т.д.

Величина отрицательного влияния составляет размер явного неиспользованного резерва роста прибыли

3.  Методика факторного анализа результата

от основной деятельности (от продаж)

103

На прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг оказывают влияние несколько факторов (рис.10).

К факторам 1‑го порядка относятся:

·  цена продажи (р);

·  полная себестоимость реализованной продукции (Sрп);

·  физический объем реализации (Vрп);

·  структура реализованной продукции (Срп).

Следовательно, баланс отклонений можно выразить:

DПрп = DПрп(pi) + DПрп(Sрп) +

+ DПрп(Vрп) + DПрп(Срп)          (67)

104

1). Влияние изменения цен продажи:

DПрп(pi) = (Qрп1 - Qрп1(p)) * Чпр0 / 100 =

= D Qрп (pi) * Чпр0 / 100     (68)

где Qрп1 – выручка от продаж отчетного периода;

Qрп1(p) – выручка отчетного периода в сопоставимых ценах, определяемая по формуле:

Qрп1(p) = Qрп1 / Jр             (69)

где Jр - индекс цен (средний по предприятию);

Чпр0 - рентабельность продаж в базисном периоде, рассчитываемая по формуле:

Чпр0 = Прп 0 *100 / Qрп 0       (70)

Рис.10 Структурно-логическая схема факторного анализа результата от продаж

 


105

Влияние фактора «цены» для организаций с небольшой номенклатурой реализуемой продукции (оказываемых услуг) может быть рассчитано и другим способом по формуле:

D Прп (pi)= å qi1pi1 - åqi1pi0,    (71)

где qi1 – количество реализованного i-го изделия в отчетном периоде в натуральном выражении;

рi1, рi0 – цена (нетто) продажи i-го изделия соответственно в отчетном и базисном периодах.

106

2)Влияние изменения полной себестоимости реализации продукции:

DП рп (Sрп)= - (dS 1 - dS 0) * Qрп1(p) / 100,

(72)

где dS 1, dS 0 - удельный вес полной себестоимости реализованной продукции в составе выручки от продаж соответственно в отчетном и базисном периодах, в %.

При этом необходимо учитывать обратную зависимость прибыли от продаж и себестоимости реализованной продукции: в формуле знаком "-" отражается направление этого влияния.


107

Влияние фактора «полной себестоимости реализованной продукции - Sрп» можно разложить на составные элементы:

- за счет переменных затрат:

 (dSпер 1 - dSпер 0) * Qрп1(p)

DПрп (S пер) = - -----------------------------------

100             (73)

- за счет управленческих расходов:

DП рп (Ур) = -(dУр1 - dУр0) * Qрп1(p) / 100

(74)

- за счет коммерческих расходов:

DП рп (Кр) = - (dКр1 - dКр0) * Qрп1(p) / 100.

(75)