Примитивные устройства для определения скорости судов существовали уже в глубокой древности. Способ «голландского лага». Ручной лаг: поплавок в виде дубовой дощечки в форме сектора (четверть круга), выбрасывается в воду на лаглине. На секторе прибита свинцовая пластинка, чтобы он погружался в воду на 2/3 радиуса, принимая вертикальное положение. На лаглине завязывались 20-25 узлов с интервалами в 50 футов с вплетёнными в узлы кожаными марками. Каждый интервал делился метками ещё на 4 части. Лаглинь вытравливался за корму со свободно вращающейся катушки. 50 футов=1/120 мили. 30 секунд – 1/120 часа. Таким образом, если, например за 0.5 минуты вытравливался 1 узел, то и скорость судна равнялась 1 миле в час или 1 узлу. Отсюда и пошло морское название единицы скорости.
Факторы, влияющие на скорость судна:
· Обрастание корпуса
· Волнение и ветер
· Мелководье
· Загрузка и дифферент
· Течение.
Технической скоростью судна называется его скорость относительно воды при полной мощности двигателя. Она определяется на оборудованном створами полигоне, называемом мерной линией (милей) при следующих условиях:
· Волнение – не более 2 баллов.
· Ветер – не более 3 баллов.
· Минимальная глубина соответствует условию: .
· Минимальный пробег: при скорости до 12 узлов – 1 миля, при скорости 12-24 узла – 2 мили. Она находится, исходя из следующих соображений: дифференцируя основную формулу для определения скорости, получаем:
ΔS пренебрегаем, т.к. расстояние между створами известно с высокой точностью.
при условии, что относительная ошибка в определении скорости не превышает 0.5 узла, , ошибка в фиксировании момента прохождения линии створов :
· Испытания производятся в грузу (на ровном киле) и в балласте при трёх режимах работы машин – ППХ, СПХ, МПХ.
При отсутствии течения:,м/сек , где S – расстояние с карты. t- время, сек.
При наличии постоянного течения делаются 2 пробега в противоположных направлениях.
Определение поправки лага:
Без течения:
При постоянном течении:
Как вариант при двух пробегах:
Когда течение неизвестно:
|
В обратном направлении – аналогично.
При постоянном течении: ?
При переменном течении применяется идея академика Крылова:
Предположим, что проекция скорости течения на линию ИК судна меняется со временем линейно:
Определение скорости хода судна по частоте вращения винта (формула Афанасьева):
где V – искомая скорость при оборотах винта n. - известная скорость судна при оборотах винта .
Морские карты. Картографические проекции. Поперечная равноугольная цилиндрическая проекция Гаусса и её использование в судовождении. Перспективные проекции: стереографическая, гномоническая.
Карта – уменьшенное искажённое изображение сферической поверхности Земли на плоскости, при условии, что искажения закономерны.
План – не искажённое за счёт малости изображаемого участка изображение земной поверхности на плоскости.
Картографическая сетка – совокупность линий, изображающих на карте меридианы и параллели.
Картографическая проекция – математически обоснованный способ изображения меридианов и параллелей.
Географическая карта - построенное в данной проекции условное изображение всей земной поверхности или её части.
Карты бывают различными по назначению и масштабу, например: планисферы – изображающие всю Землю или полушарие, генеральные или общие – изображающие отдельные страны, океаны и моря, частные – изображающие меньшие пространства, топографические – изображающие подробности поверхности суши, орографические – карты рельефа, геологичекие – залегание пластов и т.д.
Морские карты – специальные географические карты, предназначенные в основном для обеспечения судовождения. В общей классификации географических карт они отнесены к техническим. Особое место среди морских карт занимают МНК, служащие для прокладки курса судна и определения его места в море. В судовой коллекции также могут быть вспомогательные и справочные карты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.