Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 9

                       Примитивные устройства для определения скорости судов существовали уже в глубокой древности. Способ «голландского лага». Ручной лаг: поплавок в виде дубовой дощечки в форме сектора (четверть круга), выбрасывается в воду на лаглине. На секторе прибита свинцовая пластинка, чтобы он погружался в воду на 2/3 радиуса, принимая вертикальное положение. На лаглине завязывались 20-25 узлов с интервалами в 50 футов с вплетёнными в узлы кожаными марками. Каждый интервал делился метками ещё на 4 части. Лаглинь вытравливался за корму со свободно вращающейся  катушки. 50 футов=1/120 мили. 30 секунд – 1/120 часа. Таким образом, если, например за 0.5 минуты вытравливался 1 узел, то и скорость судна равнялась 1 миле в час или 1 узлу. Отсюда и пошло морское название единицы скорости.

Факторы, влияющие на скорость судна:

·  Обрастание корпуса

·  Волнение и ветер

·  Мелководье

·  Загрузка и дифферент

·  Течение.

Технической скоростью судна называется его скорость относительно воды при полной мощности двигателя. Она определяется на оборудованном створами полигоне, называемом мерной линией (милей) при следующих условиях:

·  Волнение – не более 2 баллов.

·  Ветер – не более 3 баллов.

·  Минимальная глубина соответствует условию: .

·  Минимальный пробег: при скорости до 12 узлов – 1 миля, при скорости 12-24 узла – 2 мили. Она находится, исходя из следующих соображений: дифференцируя основную формулу для определения скорости, получаем:

ΔS пренебрегаем, т.к. расстояние между створами известно с высокой точностью.

 

при условии, что относительная ошибка в определении скорости не превышает 0.5 узла, , ошибка в фиксировании момента прохождения линии створов :

·  Испытания производятся в грузу (на ровном киле) и в балласте при трёх режимах работы машин – ППХ, СПХ, МПХ.

При отсутствии течения:,м/сек  , где S – расстояние с карты. t- время, сек.

При наличии постоянного течения делаются 2 пробега в противоположных направлениях.

               

Определение поправки лага:

Без течения:         

При постоянном течении:   

Как вариант при двух пробегах:   

                                                        

Когда течение неизвестно:

 

В обратном направлении – аналогично.

При постоянном течении:    ?

При переменном течении применяется идея академика Крылова:

Предположим, что проекция скорости течения на линию ИК судна меняется со временем линейно:

Определение скорости хода судна по частоте вращения винта (формула Афанасьева):

 где V – искомая скорость при оборотах винта n.  - известная скорость судна при оборотах винта .

Морские карты. Картографические проекции. Поперечная равноугольная цилиндрическая проекция Гаусса и её использование в судовождении. Перспективные проекции: стереографическая, гномоническая.

                       Карта – уменьшенное искажённое изображение сферической поверхности Земли на плоскости, при условии, что искажения закономерны.

План – не искажённое за счёт малости изображаемого участка изображение земной поверхности на плоскости.

Картографическая сетка – совокупность линий, изображающих на карте меридианы и параллели.

Картографическая проекция – математически обоснованный способ изображения меридианов и параллелей.

Географическая карта  - построенное в данной проекции условное изображение всей земной поверхности или её части.

Карты бывают различными по назначению и масштабу, например: планисферы – изображающие всю Землю или полушарие, генеральные или общие – изображающие отдельные страны, океаны и моря, частные – изображающие меньшие пространства, топографические – изображающие подробности поверхности суши, орографические – карты рельефа, геологичекие – залегание пластов и т.д.

Морские карты – специальные географические карты, предназначенные в основном для обеспечения судовождения. В общей классификации географических карт они отнесены к техническим. Особое место среди морских карт занимают МНК, служащие для прокладки курса судна и определения его места в море. В судовой коллекции также могут быть вспомогательные и справочные карты.