Критерием качества карты служит, прежде всего, источник, на базе которого она составлена (по работам более поздних гидрографических экспедиций – более точные).
Недостоверные изобаты даны пунктиром. На картах даны поверхностные грунты, которые могут скрывать каменистую основу. Береговые средства навигационного обеспечения, плавучие маяки и навигационные ориентиры наносятся с предельной точностью масштаба. Плавучие знаки обычно не служат опорными пунктами для определения места судна и их наносят с меньшей точностью.
Степень доверия к МНК.
Зависит от:
1. даты составления карты (чем позже, тем лучше).
2. масштаба (чем крупнее, тем лучше).
3. подробности промеров глубин (хорошо, если глубины нанесены часто и равномерно. Если где-либо глубина не нанесена, это означает только то, что она там никогда не измерялась и не обязательно достаточна для плавания. См. окружающие глубины и берег).
4. рельефа дна (плавный рельеф с равномерным изменением глубин наиболее благоприятен для судоходства. Резкие изменения глубин и наличие банок с отличительными глубинами могут означать наличие в данном районе опасностей, не обнаруженных промерами).
5. характера грунта (сложный рельеф дна обычно образуется скалистым грунтом. В этом случае можно ожидать наличия отдельных каменных глыб или скал, значительно ограничивающих глубину. Резкие скачки глубин на величину более 10 м могут означать наличие на дне валунов. Песчаный грунт, особенно в устьях рек, может смещаться под действием течений, что приводит к изменению очертаний банок и фарватеров и т.д.).
Практика судовождения выработала ряд рекомендаций по использованию карт:
1. Пользоваться картой самого крупного масштаба (в пределах разумного), составленной по последним данным.
2. Если белое пятно на карте расположено в окружении больших глубин, можно считать глубину там достаточной и наоборот.
3. Заходить за 20-метровую изобату без особой необходимости не рекомендуется.
4. Если в сведениях, приведённых на карте и в лоции, имеются расхождения, то следует принимать во внимание сведения, полученные с карты самого крупного масштаба.
5. Перед тем, как пользоваться картой, необходимо прочесть все имеющиеся на ней надписи.
6. Перед рейсом необходимо произвести подъём карт:
· Привести склонение к году плавания
· Обозначить дальность видимости маяков с высоты мостика дугами окружности
· Нанести опасные секторы и ограждающие линии положения
· Отметить приметные пункты из лоции, приметные участки берега и ориентиры, хорошо видимые на экране РЛС
· Нанести элементы постоянных и приливо-отливных течений на ожидаемый момент прихода в данный район
· Наметить курсы, по возможности - в соответствии с приведёнными рекомендуемыми путями или створными линиями. Обозначить ориентиры, пеленги и дистанции до них в точках поворотов. При движении в узкостях – параллельные индексы для РЛС.
· Рассчитать КК и ГКК
· Рассчитать скорость движения и ЕТА прибытия в точки поворотов
· Определить участки, прохождение которых в ночное время и в условиях ограниченной видимости нежелательно
· Для затруднительных участков нанести ограждающие изолинии и сетки изолиний.
Для построения:
, где - длина главной параллели в экваториальных милях (берётся из картографических таблиц).
Длина горизонтальной рамки в мм:
Длина вертикальной рамки в мм:
Расстояние до соответствующей параллели:
· От нижней рамки карты
· От верней рамки карты
Расстояние до заданных меридианов:
· От западной рамки карты
· От восточной рамки карты
Промежуток практически постоянного масштаба: , где
- знаменатель частного масштаба в широте - широте ближайшей к полюсу рамки карты (формула выведена профессором В.В. Каврайским после специального исследования).
Частный масштаб для заданной параллели: , где
- модуль параллели.
Т.о. строится координатная сетка, а затем:
· Съёмка местности (координаты точек, промеры глубин).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.