Момент прихода в заданную точку лучше фиксировать по заранее рассчитанному ОЛ, т.к. скорость судна при одной и той же частоте винта зависит от ветра и волнения.
Исполнительная прокладка должна вестись:
· На картах самого крупного масштаба
· Непрерывно с момента выхода судна из порта до прихода в другой порт
· Тщательно, с учётом всех возможных отклонений судна от курса
· Последовательно, с переходом от одной точки к другой, не упуская любой возможности проконтролировать место судна обсервацией
· Аккуратно и чисто
Для ведения прокладки штурман использует показания компаса, лага, РЛС и т.д., прокладка ведётся при помощи параллельной линейки, транспортира, протрактора и т.д. остро заточенным твёрдо-мягким карандашом. Все лишние линии стираются.
Графическое счисление без учёта ветра и течения.
Если отсутствуют ветер и течение, то, проложив на карте линию истинного курса от исходной точки, будем иметь направление фактического перемещения судна. Необходимо помнить, что это справедливо только в том случае, когда поправка компаса известна точно, а рыскание судна (зависит от мастерства рулевого и внешних воздействий на судно) незначительно и симметрично относительно курса. Линия курса проводится простым карандашом, толщина её должна быть равной толщине меридианов и параллелей. Над линией или под ней на расстоянии приблизительно 5 мм указывается значение ГКК, КК и поправок магнитного и гирокомпасов.
|
Далее
рассчитывается пройденное по лагу расстояние и откладывается
от исходной точки по направлению истинного курса. Полученная счислимая точка
обозначается на карте штрихом длиной около 5 мм, перпендикулярным линии ИК и
симметричным относительно неё. Если место судна при этом не уточняется
обсервацией, то возле счислимой точки ставится судовое время с точностью до
минуты и отсчёт лага с точностью до 0.1 в виде дроби. Дробная черта при этом
проводится по линейке параллельно параллели. Если величина ОЛ больше 100, то
сотни отбрасываются. Если место судна уточняется обсервацией, то время и отсчёт
лага ставятся у обсервованной точки. Обратная задача решается, если
необходимо задать курс рулевому и рассчитать время прихода в заданную точку. В
этом случае от исходной точки прокладывается линия предстоящего движения судна,
а курс и расстояние, которое необходимо пройти, снимаются с карты. По ним рассчитываются
компасные курсы и расчётное показание лага в момент прихода в следующую точку.
При отсутствии ветра и течения снятое с карты направление и будет представлять
собой ИК. Используются следующие формулы:
Расхождение
между счислимым и обсервованным местом на один и тот же момент называется невязкой.
Невязка обозначается на карте следующим образом: линия пути судна продолжается
от руки на небольшое расстояние от счислимого места, пересекается и далее
продолжается волнистой линией к обсервованному месту судна. В судовом журнале она
обозначается буквой С, имеет направление – от счислимого места к
обсервованному, записываемое целым числом градусов, и величину, записываемую
через дефис и измеряемую в милях и десятых долях мили. Например: . Обсервованное место на карте обозначатся
специальным значком, в зависимости от метода, использованного при проведении
обсервации, согласно НШС (кружком, треугольником, двойным кружком с «молнией» и
т.д.).
Влияние ветра на движущееся судно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.