Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 8

Основная часть гирокомпаса – ЧЭ (гиросфера), имеющая геометрическую (главную) ось. В процессе вращения гирокомпаса вместе с поверхностью Земли главная ось устанавливается в плоскости истинного меридиана, а на движущемся судне – в плоскости гироскопического меридиана. Угол между ПИМ и ПГМ называется поправкой ГК и обозначается ΔГК. Направления отсчитываются от северной части ГМ. Угол между северной частью плоскости ГМ и ДП судна называется ГКК. Угол между северной частью ПГМ и вертикальной плоскостью, проходящей через ЧЭ компаса и пеленгуемый объект, называется гироскопическим пеленгом (ГКП). ГКК и ГКП отсчитываются от северной части ГКМ по часовой стрелке от 0 до 360°.

Направляющий момент ГК намного больше, чем у МК и не зависит от магнитного поля Земли, однако, с увеличением широты он уменьшается и в высоких широтах ГК работает ненадёжно.

   (формулы – алгебраические).

Если северная часть ГКМ отклонена к востоку от северной части ИМ, то ΔГК – восточная или положительная и наоборот.

ΔГК состоит из двух частей:

- постоянная на всех курсах погрешность в показаниях ГК. Может быть уменьшена или исключена путём разворота основного прибора гирокомпаса относительно основания на соответствующий угол.

 - скоростная девиация, возникающая из-за при движении судна поперёк направления вращения Земли из-за Кориолисова ускорения и зависящая от курса, скорости судна и широты его местонахождения.

R – радиус Земли.

ω – угловая скорость вращения Земли.

V – скорость судна в узлах.

φ – широта местонахождения судна.

Величина скоростной девиации обычно определяется не по формулам, а по таблице или номограмме, приложенной к гирокомпасу.

Знак скоростной девиации зависит только от курса судна.

 

В современных моделях гирокомпасов обычно имеются ручные или автоматические корректоры по скорости судна и широте для исключения .

                       Следует иметь в виду, что при качке судна и маневрировании поправка гирокомпаса меняется. При маневрировании появляются баллистические погрешности 1 и 2 рода подробнее. Изменение поправки на качке незначительно, а при резком маневрировании погрешность 2 рода может достигать 2-3 градуса в течение 20-40 минут. Погрешность 1 рода достигает максимума в момент окончания маневра и держится 15-20 минут. После этого  гирокомпас приходит в меридиан и поправка принимает прежнее значение. Величины обеих поправок особенно значительны в высоких широтах. Поправка гирокомпаса определяется теми же способами, что и для магнитного компаса, после чего вычисляется постоянная часть.

Контроль за работой компасов в море.

Вахтенный штурман должен использовать любую возможность для определения поправок магнитного и гирокомпаса. Кроме того он должен постоянно сличать их показания. МКУБ требуется журнал сличения компасов. Показания магнитного и гирокомпаса на каждом новом курсе также записываются в судовой журнал.

КК=ГКК+ΔГК-ΔМК

ГКК=КК+ΔМК-ΔГК

Для определения поправки одного из компасов, если поправка другого известна, служат выражения:

ΔМК=ГКК+ΔГК-КК

ΔГК=КК+ΔМК-ГКК

Следует иметь в виду, что гирокомпас в любой момент может выйти из строя, и, если не заметить разницы в показаниях, судно может уйти с заданного курса. Все определения поправок компасов записываются в компасный журнал. При определении поправок компасов при помощи одного ориентира место судна необходимо определять способами, свободными от ошибок в поправке компаса (2 горизонтальных угла, 2-3 дистанции и т.д.). Следует иметь в виду, что ошибка в поправке компаса всегда характерно проявляется при смене ориентиров, выбираемых для пеленгования.

Перевод и исправление румбов.

Определение скорости судна и пройденного расстояния в море. Морские единицы скорости. Определение скорости на мерной линии. Измерение пройденного расстояния в море. Определение поправки и коэффициента лага.