Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 19

                       Взять 3 пеленга с разницей около 30°, зафиксировав секундомером промежутки времени t1 и t2 между моментами пеленгования. Если движение судна было равномерным и прямолинейным, то отрезки пройденных расстояний, пропорциональных промежуткам времени, должны вмещаться между линиями соответствующих пеленгов. На карте из любой точки проводим 3 пеленга и линию курса (ИК). От пересечения ИК с линией первого пеленга откладываем 2 отрезка  и  (где k – произвольно выбранный коэффициент). Можно отложить эти отрезки на кальке и совместить их концы с линиями пеленгов, а можно поступить следующим образом: через концы отрезков провести прямые, параллельные первому пеленгу. Через точки пересечения этих прямых с линиями двух других пеленгов пройдёт линия ПУα.

При равенстве t1 и  t2: на втором пеленге выбрать произвольную точку В, через которую провести прямые, параллельные первому и третьему пеленгам. Точки пересечения этих линий с соответствующими пеленгами будут лежать на ПУα.

6.  Как разность пеленгов в момент траверза и кратчайшего расстояния до ориентира.

                      

Кроме определения угла дрейфа существуют приёмы его вычисления.

                       Способ Матусевича:

,

где W – скорость кажущегося ветра, м/с.

       V – скорость судна, м/с.

        q – КУ кажущегося ветра.

         k – коэффициент дрейфа, град.

Коэффициент дрейфа получается после обработки натурных наблюдений (не менее 30 значений α). При этом ветер замечается с точностью до 0.1 узла, Ку ветра – с точностью до 5°. Формула справедлива для . Коэффициент дрейфа не является постоянной величиной, а является функцией  и только при  его можно считать постоянным.

Способ С.И. Дёмина:

где  - относительное удлинение подводной части корпуса.

       Т – осадка судна.

       S0 – площадь проекции подводной части корпуса на ДП.

       VA – скорость судна, м/с.

       δ – угол отклонения руля, необходимого для удержания судна на курсе.

При больших α (свыше 10°) относительные лаги измеряют только составляющую направления ДП. Тогда пройденное судном расстояние будет:

      

Циркуляция судна и её учёт при прокладке.

                       Движение судна с отклонённым рулём, а также – траектория центра масс судна при таком движении называется циркуляцией. При поворотах судна его переход с одного курса на другой происходит по плавной кривой, которая является частью циркуляции. Если путь судна лежит в стороне от навигационных опасностей и прокладка ведётся на мелкомасштабной карте, то учётом циркуляции пренебрегают. Линию нового курса прокладывают на карте от точки начала поворота. Если же плавание, особенно – на большом судне, происходит вблизи берегов или в узкостях, когда необходимо с высокой точностью знать место судна, то учёт циркуляции при прокладке необходим. Чаще всего он выполняется графическим путём, при этом циркуляция принимается за окружность постоянного радиуса R. С учётом циркуляции при прокладке связано решение двух задач:

1.  На карте имеется линия начального курса и точка начала поворота . Необходимо определить точку окончания  поворота  и провести через неё линию нового курса. Для этого восстанавливаем перпендикуляр к линии старого курса из точки  в сторону поворота. На этом перпендикуляре откладываем радиус циркуляции и из полученной точки описываем дугу окружности данного радиуса. Линию нового курса проводим таким образом, чтобы она касалась этой окружности. Точка касания – и есть точка окончания поворота (через неё пройдёт перпендикуляр, опущенный из центра циркуляции на линию нового курса).

2.  Если на карте уже имеются линии курсов и необходимо найти точки начала и окончания поворота, то можно пойти двумя путями:

·  Из точки пересечения курсов провести биссектрису угла между курсами и найти центр циркуляции с помощью циркуля, раствор которого равен R. Точки начала и окончания поворота найдутся, как точки касания циркуляции к курсам.

·  Внутри угла, образованного курсами, проводят линии, параллельные старому и новому курсам и отстоящие от них на расстояние R. Пересечение этих прямых даст центр циркуляции, далее – см. выше..

Следует иметь в виду, что команду о начале поворота следует подавать рулевому несколько раньше, чем судно окажется в точке начала поворота.