2способ: рассчитывается ГКК, соответствующий заданному МК.
Уничтожение креновой девиации.
Сводится к равенству берегового и судового магнитного наклонения.
1. Измерить с помощью инклинатора наклонение на берегу.
2. На судне скомпенсировать CλH.
3. Вместо магнитного компаса установить в нактоуз инклинатор.
4. Лечь на МК – E или W и при помощи вертикального магнита в девиационном приборе добиться равенства отсчётов инклинатора на судне и на берегу.
Определение остаточной девиации.
Выполняется на малых ходах. На каждом новом курсе можно приступать к наблюдениям лишь через 2-3 минуты. Это необходимо для перемагничивания судового железа и успокоения картушки. Чаще всего определяют остаточную девиацию на 8 главных и четвертых курсах, затем вычисляют коэффициенты девиации, с помощью которых рассчитывают таблицу девиации через 10-15°. На каждом курсе определяют девиацию из 3-5 наблюдений, результат которых осредняется.
Способы определения остаточной девиации:
1. По пеленгам одного створа или отдалённого предмета.
Идём требуемым КК, в момент пересечения линии створа взять его ОКП.
Недостаток: не представляется возможным сделать серию наблюдений, так что все ошибки пеленгования войдут в σ. Точность определения девиации зависит также от достоверности склонения. Если створ не нанесён на карту:
Если коэффициент А велик, то он выбирается из предшествующей таблицы. Вместо створа можно использовать одиночный удалённый ориентир, при этом выставляется буёк, вокруг которого производится маневрирование судна. Пеленг берут в момент прохода буйка.
При стоянке судна на девиационном пале или бочке:
Данный способ применим, когда изменение пеленга Δ не превышает допустимой величины.
Если задать Δ=0.2°, r=100м, то .
2. По вееру створов (на девиационном полигоне) – наиболее точный способ.
Судно приводится на требуемый КК и снимаются ОКП 3-4 створов. Берётся среднее арифметическое значение ОКП на данном курсе. То же проделывается на остальных 7 курсах. Истинные направления створов и склонение снимаются с карты. При использовании этого способа исключаются грубые ошибки и промахи в пеленговании.
3. По сличению с гирокомпасом.
· Судно приводится по магнитному компасу на заданный КК
· Через 2-3 минуты одновременно замечаются КК и ГКК 3-4 раза
· Осредняются величины КК и ГКК и вычисляется σ.
Следует иметь в виду, что у ГК имеется скоростная погрешность и инерционные погрешности 1 и 2 рода, поэтому – работать на малых ходах и избегать больших угловых скоростей при поворотах.
4. По сличению с главным магнитным компасом.
Используется для путевого компаса, т.к. его девиацию неудобно или невозможно определять по пеленгам (этот компас на судне обычно расположен в месте, неудобном для пеленгования).
5. По взаимным пеленгам.
Один из компасов устанавливается на треноге на берегу. По сигналу одновременно берутся пеленга с этого компаса на судно и с судна на компас. Для берега:
(ОМП – с берега, ОКП – с судна).
6. По пеленгам небесных светил.
Берутся светила с малой высотой (без применения зеркала). Солнце – около моментов восхода и захода. Следует иметь в виду, что азимут светила постоянно меняется и каждый ОКП рассчитывается на определённый момент времени.
Вычисление коэффициентов девиации.
При использовании калькулятора:
где + - для КК – 0-180, - - для КК+180,
Упрощенный способ: построить график зависимости девиации от КК и снять с него значения девиации через 10-15°.
Гирокомпас и его использование. Поправка гирокомпаса. Контроль за работой компасов в море. Перевод и исправление направлений.
Гирокомпас – сложное электрическое устройство (м.б. электронное, подробнее – о современных, в частности – оптических), основанное на 2 свойствах гироскопа:
1. Сохранении положения оси в пространстве.
2. Прецессии – в случае приложения к концу оси усилия, ось разворачивается в направлении, перпендикулярном направлению усилия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.