Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 7

2способ: рассчитывается ГКК, соответствующий заданному МК.

Уничтожение креновой девиации.

Сводится к равенству берегового и судового магнитного наклонения.

1.  Измерить с помощью инклинатора наклонение на берегу.

2.  На судне скомпенсировать CλH.

3.  Вместо магнитного компаса установить в нактоуз инклинатор.

4.  Лечь на МК – E или W и при помощи вертикального магнита в девиационном приборе добиться равенства отсчётов инклинатора на судне и на берегу.

Определение остаточной девиации.

Выполняется на малых ходах. На каждом новом курсе можно приступать к наблюдениям лишь через 2-3 минуты. Это необходимо для перемагничивания судового железа и успокоения картушки. Чаще всего определяют остаточную девиацию на 8 главных и четвертых курсах, затем вычисляют коэффициенты девиации, с помощью которых рассчитывают таблицу девиации через 10-15°. На каждом курсе определяют девиацию из   3-5 наблюдений, результат которых осредняется.

Способы определения остаточной девиации:

1.  По пеленгам одного створа или отдалённого предмета.

Идём требуемым КК, в момент пересечения линии створа взять его ОКП.

Недостаток: не представляется возможным сделать серию наблюдений, так что все ошибки пеленгования войдут в σ. Точность определения девиации зависит также от достоверности склонения. Если створ не нанесён на карту:

Если коэффициент А велик, то он выбирается из предшествующей таблицы. Вместо створа можно использовать одиночный удалённый ориентир, при этом выставляется буёк, вокруг которого производится маневрирование судна. Пеленг берут в момент прохода буйка.

  При стоянке судна на девиационном пале или бочке:

Данный способ применим, когда изменение пеленга Δ не превышает допустимой величины.

Если задать Δ=0.2°, r=100м, то .

2.  По вееру створов (на девиационном полигоне) – наиболее точный способ.

Судно приводится на требуемый КК и снимаются ОКП 3-4 створов. Берётся среднее арифметическое значение ОКП на данном курсе. То же проделывается на остальных 7 курсах. Истинные направления створов и склонение снимаются с карты. При использовании этого способа исключаются грубые ошибки и промахи в пеленговании.

3.  По сличению с гирокомпасом.

·  Судно приводится по магнитному компасу на заданный КК

·  Через 2-3 минуты одновременно замечаются КК и ГКК 3-4 раза

·  Осредняются величины КК и ГКК и вычисляется σ.

Следует иметь в виду, что у ГК имеется скоростная погрешность и инерционные погрешности 1 и 2 рода, поэтому – работать на малых ходах и избегать больших угловых скоростей при поворотах.

4.  По сличению с главным магнитным компасом.

Используется для путевого компаса, т.к. его девиацию неудобно или невозможно определять по пеленгам (этот компас на судне обычно расположен в месте, неудобном для пеленгования).

5.  По взаимным пеленгам.

Один из компасов устанавливается на треноге на берегу. По сигналу одновременно берутся пеленга с этого компаса на судно и с судна на компас. Для берега:

 (ОМП – с берега, ОКП – с судна).

6.  По пеленгам небесных светил.

Берутся светила с малой высотой (без применения зеркала). Солнце – около моментов восхода и захода. Следует иметь в виду, что азимут светила постоянно меняется и каждый ОКП рассчитывается на определённый момент времени.

Вычисление коэффициентов девиации.

При использовании калькулятора:

где + - для КК – 0-180, - - для КК+180,

Упрощенный способ: построить график зависимости девиации от КК и снять с него значения девиации через 10-15°.

Гирокомпас и его использование. Поправка гирокомпаса. Контроль за работой компасов в море. Перевод и исправление направлений.

                       Гирокомпас – сложное электрическое устройство (м.б. электронное, подробнее – о современных, в частности – оптических), основанное на 2 свойствах гироскопа:

1.  Сохранении положения оси в пространстве.

2.  Прецессии – в случае приложения к концу оси усилия, ось разворачивается в направлении, перпендикулярном направлению усилия.