Основные понятия навигации. Магнитный компас. Элементы земного магнетизма. Магнитное склонение. Гирокомпас и его использование. Контроль за работой компасов в море, страница 18

                       Движение судна происходит одновременно в двух средах – водной и воздушной. Обе они очень редко бывают в совершенно спокойном состоянии. Под влиянием ветра и вызываемых им волнения и течения движущееся судно отклоняется от намеченного курса и изменяет скорость движения. Если судно идёт каким-либо курсом ИК со скоростью  и на него под углом  воздействует наблюдаемый (кажущийся) ветер, дующий со скоростью W, то помимо всех прочих сил будет действовать равнодействующая давления ветра А, приложенная в центре парусности судна. Разложив её на две составляющие – продольную Х и поперечную Y, увидим, что продольная составляющая оказывает влияние на скорость поступательного движения судна, убавляя последнюю на величину , а поперечная вызывает боковое смещение с линии курса со скоростью , называемое ветровым дрейфом судна. Геометрически сложив ,  и , получим вектор скорости судна V, составляющий с  некоторый угол α, называемый углом ветрового дрейфа.

Линия фактического перемещения судна под действием ветра называется линией пути судна при дрейфе. Угол между северной частью истинного меридиана и линией пути судна при дрейфе называется путевым углом при дрейфе (ПУα). Он отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°. Угол между линией истинного курса судна и линией пути при дрейфе называется углом дрейфа α. Если судно идёт левым галсом и линия пути располагается правее линии истинного курса, то угол дрейфа положителен и наоборот. Истинный курс и путевой угол при дрейфе связаны между собой следующими формулами:

При учёте влияния ветра необходимо иметь в виду, что его направление определяется по той точке горизонта, откуда он дует (ветер дует «в компас»). Время и отсчёт лага наносятся на линию пути. Все расчёты времени, отсчёта лага и пройденного расстояния производятся точно так же, как и при отсутствии ветра. Пройденное по лагу расстояние наносится на линию пути или, при необходимости – снимается с этой линии. Например, время и отсчёт лага в момент прихода на траверз какого-либо ориентира находятся по расстоянию, снятому с карты и измеряемому от известной предидущей точки до пересечения линии пути с линией траверзного пеленга, рассчитанного по формуле: .

Что влияет на угол дрейфа:

·  Размеры и форма надводной части корпуса и надстроек.

·  Размеры и форма подводной части судна (осадка).

·  Курсовой угол и скорость кажущегося ветра.

·  Скорость судна.

Определение угла дрейфа.

1.  По обсервациям (при помощи JPS).

Этот способ применяется в том случае, когда в районе плавания нет течения или его параметры известны с высокой точностью и его влияние может быть исключено. Следуя заданным курсом с постоянной скоростью, производят определение места судна несколько раз и обсервованные точки наносят на карту. Через них проводят осредняющую прямую линию (т.к. обсервации почти никогда не бывают абсолютно точными, точки, в особенности на крупномасштабной карте, могут располагаться не на одной прямой), которую и принимают за линию пути при дрейфе. Сняв с карты значение ПУα , рассчитывают угол дрейфа:

.

2.  По кильватерной струе (буксируемому буйку).

                      

Для определения угла дрейфа берут компасный пеленг на отдалённую точку кильватерной струи, лежащую на её оси симметрии. Повторив наблюдения несколько раз и осреднив их, рассчитывают угол дрейфа:

3.  По створу.

                       Следуя по створу, истинное направление которого известно, можно подобрать такой курс, при котором центр тяжести судна будет двигаться точно по линии створа (ПУα). .

4.  По пеленгам и расстояниям до ориентира, положение которого неизвестно.

                       Измерить ряд расстояний и пеленгов в пределах изменения КУ на ориентир на 50-60°. На планшете или свободном месте карты сделать построения: от произвольно выбранной точки провести пеленги и отложить расстояния. Соединить полученные точки прямой. Её направление относительно ИМ даёт ПУα.

5.  По пеленгам свободно плавающего ориентира.