Движение судна происходит одновременно в двух средах – водной и воздушной. Обе они очень редко бывают в совершенно спокойном состоянии. Под влиянием ветра и вызываемых им волнения и течения движущееся судно отклоняется от намеченного курса и изменяет скорость движения. Если судно идёт каким-либо курсом ИК со скоростью и на него под углом воздействует наблюдаемый (кажущийся) ветер, дующий со скоростью W, то помимо всех прочих сил будет действовать равнодействующая давления ветра А, приложенная в центре парусности судна. Разложив её на две составляющие – продольную Х и поперечную Y, увидим, что продольная составляющая оказывает влияние на скорость поступательного движения судна, убавляя последнюю на величину , а поперечная вызывает боковое смещение с линии курса со скоростью , называемое ветровым дрейфом судна. Геометрически сложив , и , получим вектор скорости судна V, составляющий с некоторый угол α, называемый углом ветрового дрейфа.
Линия фактического перемещения судна под действием ветра называется линией пути судна при дрейфе. Угол между северной частью истинного меридиана и линией пути судна при дрейфе называется путевым углом при дрейфе (ПУα). Он отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°. Угол между линией истинного курса судна и линией пути при дрейфе называется углом дрейфа α. Если судно идёт левым галсом и линия пути располагается правее линии истинного курса, то угол дрейфа положителен и наоборот. Истинный курс и путевой угол при дрейфе связаны между собой следующими формулами:
При учёте влияния ветра необходимо иметь в виду, что его направление определяется по той точке горизонта, откуда он дует (ветер дует «в компас»). Время и отсчёт лага наносятся на линию пути. Все расчёты времени, отсчёта лага и пройденного расстояния производятся точно так же, как и при отсутствии ветра. Пройденное по лагу расстояние наносится на линию пути или, при необходимости – снимается с этой линии. Например, время и отсчёт лага в момент прихода на траверз какого-либо ориентира находятся по расстоянию, снятому с карты и измеряемому от известной предидущей точки до пересечения линии пути с линией траверзного пеленга, рассчитанного по формуле: .
Что влияет на угол дрейфа:
· Размеры и форма надводной части корпуса и надстроек.
· Размеры и форма подводной части судна (осадка).
· Курсовой угол и скорость кажущегося ветра.
· Скорость судна.
Определение угла дрейфа.
1. По обсервациям (при помощи JPS).
Этот способ применяется в том случае, когда в районе плавания нет течения или его параметры известны с высокой точностью и его влияние может быть исключено. Следуя заданным курсом с постоянной скоростью, производят определение места судна несколько раз и обсервованные точки наносят на карту. Через них проводят осредняющую прямую линию (т.к. обсервации почти никогда не бывают абсолютно точными, точки, в особенности на крупномасштабной карте, могут располагаться не на одной прямой), которую и принимают за линию пути при дрейфе. Сняв с карты значение ПУα , рассчитывают угол дрейфа:
.
2. По кильватерной струе (буксируемому буйку).
Для определения угла дрейфа берут компасный пеленг на отдалённую точку кильватерной струи, лежащую на её оси симметрии. Повторив наблюдения несколько раз и осреднив их, рассчитывают угол дрейфа:
3. По створу.
Следуя по створу, истинное направление которого известно, можно подобрать такой курс, при котором центр тяжести судна будет двигаться точно по линии створа (ПУα). .
4. По пеленгам и расстояниям до ориентира, положение которого неизвестно.
Измерить ряд расстояний и пеленгов в пределах изменения КУ на ориентир на 50-60°. На планшете или свободном месте карты сделать построения: от произвольно выбранной точки провести пеленги и отложить расстояния. Соединить полученные точки прямой. Её направление относительно ИМ даёт ПУα.
5. По пеленгам свободно плавающего ориентира.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.