На судне на картушку компаса помимо магнитного поля Земли действует и магнитное поле самого судна. Картушка устанавливается по равнодействующей сил магнитных полей Земли и судна. Это направление называется компасным меридианом, а угол между северными частями ММ и КМ – девиацией магнитного компаса. Она обозначается σ. Когда северная часть КМ отклонена в востоку от ММ девиация считается положительной и наоборот. Со сменой курса судна меняется и величина девиации.
Угол между нордовой частью плоскости компасного меридиана и носовой частью ДП судна называется компасным курсом (КК).
Угол между нордовой частью ПКМ и вертикальной плоскостью, проходящей через компас и объект, называется компасным пеленгом (КП). Он отсчитывается от нордовой части КМ по часовой стрелке от 0 до 360°.
МК=КК+σ
МП=КП+σ
ΔМК=d+σ
Если из компасного направления получают истинное, это называется исправлением направления. Если наоборот – переводом направления.
Формула девиации:
А,В,C,D,E – коэффициенты девиации.
Сущность определения девиации на судне – сравнение измеренного КП с известным МП ориентира на заданном курсе.
или
Большие величины девиации недопустимы, поэтому не реже 1 раза в 6 месяцев, а также – после ремонтов, особенно – с применением сварочных работ, длительных стоянок в 1 положении, девиация уничтожается. Остаточную девиацию определяют и составляют таблицу. Уничтожается в основном полукруговая девиация. Постоянная девиация (коэффициент А) мала и обычно не превышает точность пеленгования. Она может быть выбрана из старой таблицы.
Уничтожение девиации
Твёрдое железо – полукруговая девиация.
Мягкое железо – четвертная и постоянная.
Наибольшие по величине коэффициенты – В и С, несколько меньше их – D.
Коэффициенты А и Е при установке компаса в ДП – незначительны.
Полукруговая девиация зависит от состояния судна и меняется при его перемагничивании (длительная стоянка в одном положении, электросварочные работы, сильные сотрясения корпуса и т.д.).
Уничтожение полукруговой и четвертной девиации выполняют, как отдельные виды работ, а постоянную не уничтожают вследствие её малости. Четвертную девиацию уничтожают с помощью продольных брусков мягкого железа (работа производится редко, т.к. данный вид девиации не подвержен частым изменениям, обычно выполняется после установки компаса на судно). Чаще всего уничтожают полукруговую девиацию, т.к. именно она изменяется часто. Её компенсируют с помощью магнитов-уничтожителей. Мачты, стрелы и т.д. должны быть в походном положении, размагничивающие устройства – включены-выключены (по 2 раза).
Основной принцип – компенсация сил, отклоняющих картушку из плоскости ММ. Эти силы происходят от твёрдого в магнитном отношении железа и компенсируются при помощи магнитов. Силы, возникающие от индуктивного намагничивания корпуса и устройств, компенсируются при помощи брусков или шаров мягкого железа. Величина компенсирующей силы зависит от положения магнитов и брусков относительно ДП судна и расстояния до центра магнитной системы компаса. Продольная сила BλH компенсируется при помощи продольных магнитов, а поперечная CλH – при помощи поперечных.
Способы уничтожения девиации:
· Без дефлектора
· С применением дефлектора
Чаще всего используется способ Эри (без дефлектора):
Уничтожение девиации выполняется на главных магнитных курсах в последовательности:
1. Лечь на магнитный курс 0° и с помощью поперечных магнитов довести девиацию до 0.
2. Лечь на обратный курс 180° и довести наблюдающуюся девиацию до половины.
3. Лечь на МК 90° и при помощи продольных магнитов довести девиацию до 0.
4. Лечь на МК 270° и довести девиацию до половины.
Приведение судна на магнитный курс:
Для этого существуют различные способы, например:
1 способ: на стоянке у швартовной бочки или пала.
· С большой точностью определяется место судна.
· Определяется МП какого-либо ориентира или створа.
(склонение – с карты).
· Пеленгатор устанавливается на рассчитанный КУ.().
· Судно разворачивается на заданный МК.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.