Совместное изображение на одной координатной системе годографов Кл(iw) и - 1/Кн1(А) часто называют диаграммой Гольдфарба. Поскольку здесь используется коэффициент передачи нелинейного звена Кн1(А) по первой гармонике, правило, при котором можно пользоваться гармонической линеаризацией, остается в силе. Это значит, что анализ по Гольдфарбу будет справедлив только тогда, когда линейная часть системы имеет характеристику типа "фильтр нижних частот", т.е. на высоких частотах имеется спад частотной характеристики, обеспечивающий подавление высших гармоник частоты автоколебаний. Конечно, может возникнуть вопрос: "Может же быть так, что и при наличии линейной части с характеристикой типа ФНЧ первая гармоника будет не очень высокой частоты и в полосу пропускания
ФНЧ войдут и вторая и даже третья гармоники?" Обычно такого не происходит. Ведь если возникают автоколебания, значит, в линейной части уже накоплен значительный фазовый сдвиг, а это бывает уже на скате АЧХ, так что вторая и высшие гармоники оказываются существенно подавленными. Поэтому при исследовании автоколебаний в нелинейной системе условие наличия ФНЧ в линейной части оказывается достаточным для правомочности использования понятия гармонической линеаризации.
Пример 8.1. Пусть линейная часть нелинейной системы содержит 3 инерционных звена, а нелинейная часть имеет характеристику типа "насыщение". Тогда диаграмма Гольдфарба будет выглядеть следующим образом (рис. 8.1). Если коэффициент усиления линейной части достаточен для того, чтобы годографы пересеклись, как и показано на рис. 8.1, то в системе будут автоколебания, причем устойчивые, так как годограф нелинейной части - 1/Кн1 (А) в точке пересечения по-
Рис. 8. 1
кидает пределы комплексной плоскости, очерченные годографом линейной части Кл(iw). На этом примере очень наглядно можно показать, почему правило Гольдфарба для устойчивости автоколебаний именно такое. В самом деле, для баланса амплитуд автоколебаний в системе необходимо, чтобы любая флуктуация коэффициента передачи линейной части системы компенсировалась обратным по закону изменением Кн1(А) нелинейной части. В данном случае это имеет место. Так если, например, коэффициент усиления линейной части по какой-то причине уменьшится, то, чтобы не исчезли автоколебания, необходимо увеличить коэффициент передачи Кн1(А) нелинейной части. Точно так и происходит (см. табл. 7.2). В свою очередь для уменьшения Кн1(А) значение обратной функции должно увеличиться. Вот почему ее годограф удаляется от начала координат. А наличие знака "минус" отбрасывает этот годограф на отрицательный отрезок вещественной оси, и он уходит в бесконечность при А →∞ (сама функция Кн1 (А) при этом стремится к нулю).
Пример 8. 2. Пусть линейная
часть нелинейной системы содержит
одно интегрирующее и три инерционных звена, т. е.
а нелинейная часть имеет характеристику по рис. 7. 4 из примера 7.1.
Возможны ли автоколебания?
Диаграмма Гольдфарба для данного примера приведена на рис. 8. 2.
Значение коэффициента усиления линейной части выбрано достаточно
большим для того, чтобы годографы линейной и нелинейной части
Рис. 8. 2
пересекались дважды, при А = А1 , и А = А2. Согласно правилу Гольдфарба автоколебание будет устойчивым с амплитудой А1. При А = А2 автоколебание возможно лишь теоретически, так как любая флуктуация коэффициента усиления линейной части будет усиливаться характеристикой нелинейной части (а должна подавляться). В этом случае автоколебание либо "перескочит" в точку устойчивых автоколебаний с амплитудой А = А1, либо устремится в бесконечность, в зависимости от направления первичной флуктуации, "выбивающей" автоколебание из точки А = А1. Точка А1 является точкой устойчивых автоколебаний. Точка А2 является точкой неустойчивых автоколебаний. Что касается частоты автоколебаний, то, поскольку оба пересечения происходят на отрицательном отрезке вещественной оси, частота обоих автоколебаний (устойчивого и неустойчивого) будет одинаковой и определится по годографу линейной части. Конкретно, это будет частота wo, на которой φ(w) линейной части равен (-180°).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.