ние показатели эффективности действия тормозов автомобилей, находящихся в эксплуатации, далеки от реально возможных.
Более чем у 30% автомобилей, поступающих на диагностику, удается с помощью регулировки увеличить тормозную силу.
В подавляющем большинстве дорожных происшествий (до 65%), возникших в результате технических неисправностей автомобилей, основной причиной является выход из строя тормозной системы.
Отсутствие необходимого оборудования привело к тому, что определение тормозного пути практически не осуществляется.
Проверка, как правило, осуществляется субъективным методом по «юзу» колес, который не только вреден с точки зрения сохранности шин, но и не может в большинстве случаев в достаточной мере выявить состояние тормозов грузовых автомобилей и автобусов.
В настоящее время определяются два основных направления в развитии диагностики тормозных систем автомобилей.
1. Комплексная диагностика, позволяющая оценить техническое состояние тормозов автомобиля в целом по величине оценочных (выходных) параметров (тормозной путь, замедление, тормозная сила, время срабатывания).
2. Причинная диагностика, в процессе которой устанавливается снижение эффективности тормозов путем определения технического состояния отдельных агрегатов и элементов тормозной системы.
Комплексная диагностика является первичным этапом и должна»выполняться на специальных стендах в плановом порядке с определенной периодичностью.
Оборудование для комплексной диагностики тормозов целесообразно устанавливать на проездных постах перед зоной технического обслуживания.
Оборудование для причинной диагностики должно обеспечивать определение конструктивных связей деталей (зазоры, изменение формы и состояния деталей, кинематику сопряжения и др.). Оно должно устанавливаться на специализированных постах, где выполняются работы по обслуживанию и ремонту тормозов по потребности, устанавливаемой результатами комплексной диагностики или при отказе.
При диагностировании тормозов измеряют следующие основные параметры:
тормозной путь автомобиля (путь, проходимый автомобилем с момента нажатия на тормозную педаль до полной остановки), замеряемый в определенных условиях;
замедление автомобиля при торможении;
тормозное усилие на каждом колесе.
Сопутствующими параметрами могут быть время срабатывания тормоза каждого колеса (оси), разность величин основных параметров по отдельным колесам.
102
Согласно Правилам дорожного движения (ПДД) тормозной путь и величина замедления автомобилей определяются при движении без нагрузки со скоростью 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием, имеющим коэффициент сцепления не менее 0,6.
Существуют различные портативные приборы для замера замедления (деселерометры) и тормозного пути (типа «пятое колесо»). Некоторые новые приборы записывают на бумажной ленте величину замедления в зависимости от усилия на педали тормоза, а также отклонения автомобиля от прямолинейного движения в процессе торможения.
При дорожных испытаниях почти невозможно объективно оценить работу тормоза каждого колеса и одновременность их срабатывания, а следовательно, определить характер и место неисправности, поэтому предпочтение отдается стендам.
Кроме указанных выше параметров технического состояния тормозов, на стендах можно определять усилие свободного вращения колес; силу торможения, развиваемую каждым колесом; наличие блокировки, т. е. схватывания колес; усилие давления на тормозную педаль; неравномерность износа (эллипсность) тормозных барабанов.
Усилие свободного вращения колес характеризует регулировку тормозных колодок и состояние механической передачи автомобиля (трансмиссии). При оптимальной регулировке колодок и отсутствии дефектов в механической передаче усилие свободного вращения колес грузовых автомобилей 30—40кгс.
Сила торможения, развиваемая каждым колесом, при одном и том же усилии давления на педаль является важным параметром, определяющим занос автомобиля при резком торможении. Нормальное разложение силы торможения между передними и задними колесами определяется заводами-изготовителями автомобилей. Разница между силами торможения, развиваемыми правыми и левыми колесами, допускается 15—20%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.