Идея культурной политики, страница 9

П.Г.: Но не все же там были. Понимаете, вы меня ставите в какое положение? Ну, задайте. Может быть, я подойду к нему в этом движении.

Вопрос: Какие программы методологические, исследовательские вы строите поверх практики управления выборами?

П.Г.: Ой! Это одна из самых моих больших головных болей, потому что для исследования нужно очень, так сказать, серьёзное время. В этом плане нужны лонгетюдные исследования. В этом смысле, конечно, исследовательское обеспечение этих программ на сегодняшний день следует признать слабым, преступно слабым. Но не могу ничего с этим сделать. Дело не в данных. Дело в том, что нет людей, которые могут работать в этих областях, нет школы исследовательской. Точно так же у нас полностью уничтожена вся школа первичных экономических и социальных обследований.: анализ бюджетов семейных, исследования выбора на микроуровне, микроэкономика – полностью вытравлена от начала до конца, это надо создавать с нуля. А создавать не на ком, потому что у нас более или менее толковые студенты занимаются не этим конечно же, а бизнесом или в лучшем случае консультированием. Поэтому из этого выпутываться не знаю как…

Вопрос: Но какие-то идеальные продукты вы выносите…

П.Г.: Ну, выносим. Мы ведем кое-какие программы. Мы работаем с несколькими группами, которые ведут программы давно, потому что здесь очень важно сопоставление на большом масштабе времени. Делаем культурные портреты регионов, проводим такое интервьюирование – глубинное, но масштабы этой работы они явно не обеспечивают. Я пытался в своё время кого-нибудь сподобить, чтобы вложить в это дело несколько миллионов долларов, но никто не хочет. Все считают, что они и так пролезут. Это создавать нужно большую сеть. Ну что такое эти соцопросы – полторы тысяч выборка? Ну что это такое? Это смех и грех.

Реплика: Но ведь они для другого делаются.

П.Г.: Нет. Подождите. Кто для чего делает. Они-то делают для своего. Это НТВ делает для своего. Ну и Слава Богу! Каждый делает для своего. Если все будут делать для чужого, то это совсем… А они ведут работу, но все равно они могут сегодня реально обрабатывать в разных регионах очень небольшой массив людей и обработать не глубоко. Да?

Вопрос:…

П.Г.: Да. Если это консалтинг, то я достигаю цель поставленную клиентом. Но обычно когда клиент первый раз приходит, у него цели нет. Он говорит: "Ну, что-нибудь такое давай. Ну-у". Я говорю: "Что ну-у?" И потом он три месяца ставит цель. За это время 80 % их куда-то исчезают. Надеюсь, что с целями! Потому что если без цели, то времени на это жалковато!

Вопрос: А если вам поставить цель спортивную команду подготовить?

П.Г.: Нет вопросов. Спортивную команду мы готовили. Мы готовили Олимпийский резерв. Олимпийский резерв мы готовили по трём направлениям. Есть интересные разработки в этой области. В принципе, обратите внимание: подготовка спортивной команды ничем не отличается от подготовки управленческой команды. Это другое как объект, но многие технологические звенья будут повторяться.

Реплика: Но там же разные способности.

П.Г.: Ну просто понимаете, один тренирует и как бы выводит на самый верхний уровень одну способность, а другой – совершенно другую способность. И та и другая носит сложный, комплексный психобио-физиологический уровень. Понимаете, люди по физическим данным очень близки друг другу. И спорт высших достижений, конечно же, прежде всего есть тренинг воли и мышления. Потому что физические данные (или предпосылки) очень похожи у тех, кто выигрывает и тех, кто не выигрывает. Поэтому… Но еще раз говорю всегда надо концентрироваться на каком-то направлении. Вы хотите заниматься командами? Ну занимайтесь! Это интересно. Кстати, может, там можно сделать что-то, чем я могу воспользоваться в управленческой деятельности. Поэтому, может быть, у нас возникнет кооперация. А если вы праздно спрашиваете, тогда, ну что я вам могу ответить?…

Вопрос: А дальше?

П.Г.: А куда дальше?

Олег: Как стать методологом?

П.Г.: А зачем?