В городе Тынде, где мы вели конкурс и разработку концепции развития зоны БАМа, трансляция шла на весь город через громкоговорители. Через несколько лет это было повторено уже в попытках транслировать собрания депутатов, но в отличие от собраний депутатов, которые были не организованы, и в этом смысле, слушать которые было невозможно, там была достаточно жесткая сценарная организация, и в этом плане люди по всему городу слушали, что обсуждается на этой игре, при наличии в зале 350 депутатов. А затем кандидаты (6 человек) ехали по всей зоне БАМа от Северобайкальска до Хабаровска, останавливались в каждом городе, встречались с населением и заявляли им программу развития.
Значит, фактически вот этот зародыш политической ситуации, который был сформулирован внутри игры выносился в открытое пространство и начинал прокатываться через присоединение к этому процессу самых разных социальных групп… а это – открытая система, т.е. люди приходили из города, приходили на игру, просили слова, высказывали свою точку зрения.
Вопрос: Ну, а опасность-то была?
П.Г.: Ну, какая там опасность? Там ребята с ломиками и кирками из местной "Солидарности" – вот они пришли к нам и сказали: если кого надо, вы нам скажите, кого…
Теперь обратите внимание: это был 1987 год. И социально-экологическая экспертиза на Байкале была еще одним шагом в этом направлении, как в части разработки концепции, подхода, так и в части вот этих дел – экологического суда, значимость которого трудно переоценить, потому что сама форма экологического суда только сейчас начинает складываться в нескольких европейских странах, а мы это отрабатывали 10 лет тому назад. Значит, в этом плане проблематика политики, т.е. практика воспроизводства общежития была органичной и отнюдь не была чем-то надуманным, появляющаяся неизвестно откуда в качестве удобного термина. При этом достаточно быстро стало понятно, что МД-ая организация такого пространства (пространства политического) требует другого инструментария. И если внутри ОДИ работает один способ организации МД, то как только мы начали выходить на открытые пространства, понадобились другие способы организации МД. И я к этому дальше перейду, потому что я пока хочу, чтобы вы почувствовали вот эту практико-ориентированность самого разговора про культурную практику. С Сережей Поповым мы разошлись в тот момент, когда он сказал, что его будет интересовать концепция социальной инженерии, которую он до сих пор продвигает, на что я со своей стороны сказал, что мне социально-инженерная идеология не интересна. Я этим заниматься не буду. Я буду заниматься культурной политикой, потому что на мой взгляд инженерии по отношению к социальным системам быть не может. Социальные системы не поддаются инженерному подходу. Они соразмерны политическому подходу – в том смысле слова, о котором я только что говорил и который вы можете прочитать и у Аристотеля и у Бурдьё, но, так сказать, – в разных языках. Т.е. политического как обеспечивающего воспроизводство общежития за счет 2-х механизмов: представительства и конкуренции между представителями в принятых институциональных рамках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.