П.Г.: Ну, вот в период между 1986 и 1989 годом и собственно в мае 1989 года я создаю ШКП. Дальше мы делаем несколько проектов и программ в рамках, скажем так, позиционирования ШКП, и потом 10 лет я старательно внедряю везде этот термин и связанные с этим технологические моменты. На сегодняшний день он является общепринятым. Более того, Министерство Культуры в один момент решили переименовать в Центр Культурной Политики. Но я сказал, что это нехорошо, потому что уже есть ЦКП. Поэтому вы как-то иначе переименуйте. Но при этом нужно понимать, что я являюсь экспертом Совета Европы по КП, я являюсь членом ассоциации подготовки администраторов в области культуры Европейской сети, я являюсь соучредителем единственного ВУЗа, который у нас в стране учит культурному менеджменту и т.д. В этом смысле это огромный сектор работ. Огромный сектор, который развивается чрезвычайно бурно, потому что это как бы реальная деятельность. Это продюсерство, это культурные проекты, это культурно-образовательная среда, это СМИ, это правовая инженерия и вообще вся работа с нормами права, в отличие от норм культуры. Это культурный туризм и т.д. и т.п. Это мода, это шоу-бизнес. Это хорошая штука. Большая! Хорошая! С огромной невостребованностью в кадрах, там рабочих мест очень много.
Вопрос: А реально существует политика?
П.Г.: Что такое "реально существует политика"?
Реплика: Ну вот эти безобразия-то!
П.Г.: Да бросьте вы! Что вы делаете, то и есть. Чего вы делаете, то и есть! Ничего кроме того, что вы делаете (вы как политические организмы), ничего там не происходит.
Вопрос: Т.е. реально существует. И она и ваша культурная политика – они каким-то образом накладываются?
П.Г.: Понимаете, вы когда говорите про реальную политику, я на самом деле не знаю, про что вы говорите. Нет. Я не знаю, куда вы смотрите при этом.
Реплика: То, что по телевизору показывают.
П.Г.: А что по телевизору показывают? Что есть, то и показывают. Как могут показать, так и показывают. Смотрите на это как на себя. Вот смотрите на это как на то, что вы же и производите. Не смотрите на это как на то, что производит кто-то другой. Причем этого другого никогда нельзя найти. Потому что каждый раз, когда другого находишь, выясняется что он такой же как ты. Значит, не он это делает. А кто тогда? Глупость это – все время думать, что там кто-то другой. Там точно такие же копии наши. Еще вопросы?
Вопрос: Что есть свобода?
П.Г.: Свобода? Я не хочу этого развивать, потому что у меня висят в Интернете десяток статей про это. Это то, что я специально, целенаправленно туда повесил, потому что это имеет смысл читать. И хотя они якобы про Выготского, но на самом деле они про философско-антропологический проект. С этим можно познакомиться, это развернутая тема. Некоторое понимание – что такое свобода и свободопользование, или возможность пользования свободой – вот это и есть основа этого проекта, причем обратите внимание, проекта, который питался в том числе и идеями французской буржуазной революции: Свобода, Равенство и Братство. Только понимать это надо не как мы привыкли, а так, как это они понимали: Свобода как основная категория, Равенство быть свободным и Братство как условие того, что возможность быть свободным будет реализована. Потому что Тоффлер в свое время по этому поводу хорошо пошутил в своей книжке "Демократия в Америке". Он написал: "Демократия – это свобода богатых ночевать под мостами Сены вместе с бедными". Если вы это понимаете, то тогда Братство, или Любовь, или Терпимость (та самая Поддержка, так сказать, Взаимоподдержка) есть условие того, что мы равны в своей возможности стать свободными. Потому что наши реальные социальные условия таковы, что если вы родились в Лесосибисрке, даже если у вас есть паспорт, то все равно ваши возможности быть свободным очевидно ограниченны теми реальными социальными условиями, в которых вы находитесь <…>
Вопрос: Можно вопрос в продолжение сегодняшней лекции?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.