П.Г.: Будущее?! Конечно!
Вопрос: И кто увидел, тот и…
П.Г.: Да, он фактически в этом смысле выстроил для многих других и для себя поле деятельности.
Реплика: Он даже не знает, как оно будет реализовано, но потенциально представляет…
П.Г.: Да. Более того, он уже вовлёк в это поле, или втянул на это поле других, потому что они готовы признать тот образ будущего, который содержится в этой рамке…
Реплика: И пойти туда…
П.Г.: И пойти туда. Они еще не знают, как они туда пойдут, но они готовы туда пойти. И второй момент: они готовы признать, что способ движения, способ реализации, способ деятельности будет таким, а не другим.
Вопрос: Не понимая, как это будет сделано?
П.Г.: Не понимая, как это будет сделано технологически, но принимая некий способ реализации.
Вопрос: Интуитивно понимая, что это правильно?
П.Г.: Интуитивно. Можете сказать, что интуитивно, хотя, с моей точки зрения, интуиция и есть психофизиологический аналог рамочного мышления.
Вопрос: А каковы взаимоотношения, на ваш взгляд, между мышлением и рефлексией?
П.Г.: Дружественные. (смех в зале)
Вопрос: Они похожи друг на друга или чем то отличаются?
П.Г.: Бывает рефлектирующее мышление, т.е. мышление которое выполняет в МД функцию рефлексии – поворота сознания.
Вопрос: Рефлексия – это инвариант мышления?
П.Г.: Это одни из важнейших компонентов, в каком-то плане даже эфир, бульон МД. Рефлексия опосредует. Она опосредует связки между всеми элементами и структурами МД.
Вопрос: Это продукт?
П.Г.: Теперь смотрите. Может быть рефлексивное мышление или мышление, употребляемое в функции рефлексии для решения класса рефлексивных задач. А может быть мыслящая рефлексия, которая использует единицы мышления какие-то (ну, например, категории, понятия или еще чего-то).
Вопрос: Я никак не могла понять…
П.Г.: А это ничего! Дело в том, что в МД все время происходят очень любопытные процессы, когда одни организованности выполняют функции других, когда одни технологии компенсируют отсутствие других. Более того, это даже на конкретном человеке видно: у него одна функция развита, а другая не развита. Памяти никакой, а воображения выше крыши, поэтому он ничего не помнит. Как мне тут объяснили? – Значит, я так ему: раз, два, три… Такой хороший парень из Минска. А потом он мне говорит: "П.Г., вы имейте ввиду – у меня с памятью очень плохо, я даже теорему Пифагора на экзамене вынужден был придумывать заново, потому что не помнил" (смех в зале). Да, люди в этом смысле очень часто на себе собирают такую структуру этих функций, где чего-то нет, а чего-то в избытке. Что-то компенсирует отсутствующее. Более того, Адлер ведь ввел великолепное понятие, чрезвычайно значимое вообще для понимания человека: понятие "сверхкомпенсации". Ввел он его на известных примерах. Когда человек без ног, у него руки начинают выполнять функцию рук и ног. И в этом плане происходит сверхкомпенсация. Очень часто, это видно, например, на глухонемых, или на слепо-глухо-немых. У них начинают развиваться другие функции, которые выполняют функцию отсутствующую, и иногда лучше, чем нормальные функции. И поэтому конечно же здесь все время происходят эти процессы – замещения, вытеснения, слипания, образования конгломератов самых разных и самых сложных. Любая профессиональность, любая социальность есть всегда вот такое слипание.
Вопрос: У меня есть своя рамка, у вас есть своя. Но в рамках не навечно?
П.Г.: Не навечно.
Реплика: Обрисуйте момент перехода.
П.Г.: Какого?
Реплика: Из одной рамки в другую.
П.Г.: У меня она больше!
Вопрос: Чего больше?
П.Г.: Чем у вас. Ну или у вас больше, чем у меня. И смотрите: мы в локальном поле коммуникации перетягиваем друг друга на свое поле. Т.е. буквально уже при реализации этапов схематизации, коммуникации и в действии я вас затаскиваю на свое поле и заставляю действовать по своим правилам, в моих рамках. А вы кричите: "Не-не, не хочу!" Но делаете.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.