Это статистическое уравнение, в котором неизвестное – только продольная составляющая скорости Vt. Можно провести усреднение по столкновениям, вводя частоту столкновений ν (число ударов в единицу времени) и средний косинус угла отклонения – эта характеристика реакции не сильно отличается от нуля. Обычно вводят эффективную частоту столкновений: νэфф =ν(1-<cosθ>).
Надо сказать, что предположение о том, что частота столкновений не зависит от энергии электрона, также достаточно грубое приближение.
Получаем уравнение усредненного движения:
(117)
Будем называть далее усредненную продольную скорость дрейфовой скоростью Vd.
Уравнение (117)
интегрируется для случая однородного поля. Решение имеет вид (128):
(128)
Решение (128)
демонстрирует, что средняя продольная компонента скорости Vd быстро
устанавливается. Время установления составляет порядка 1/νэфф,
то есть порядка времени между столкновениями. Стационарное значение дрейфовой
скорости Vd равно:
Коэффициент пропорциональности μ между дрейфовой скоростью и напряженностью поля называется подвижностью.
(139)
Итак, в рамках данной модели оказывается, что электрон перемещается вдоль поля с постоянной скоростью. Но это не означает, что в среднем возникает сила, аналогичная силе трения, которая не дает увеличиваться импульсу и поглощает энергию, передаваемую электрическим полем. Ведь мы сами заложили в модель тот факт, что в упругих столкновениях энергия не теряется. Противоречия здесь нет, столкновения останавливают рост средней скорости, но не среднеквадратичной.
Дрейфовая скорость Vd определяет перемещение электрона в пространстве на масштабах много больше пробега между столкновениями. В каких случаях можно использовать эту величину?
Плотность электрического тока при движении набора частиц с зарядами qi и скоростями Vi в области пространства с объемом V равна:
При большом числе частиц в объеме с одинаковыми зарядами происходит усреднение вектора скорости. Таким образом, с электрическим током связана именно усредненная скорость <V>, то есть дрейфовая скорость.
С другой стороны, способность электрона ионизовать или возбудить молекулу, зависит от его кинетической энергии. Средняя кинетическая энергия определяется среднеквадратичной скоростью <V2>. Назовем эту величину тепловой скоростью Vth:
Именно через нее выражается средняя кинетическая энергия электронов:
(1410)
Дрейфовая скорость позволяет вычислять перемещение электрона за много упругих ударов. Выше было показано, что вне зависимости от начальной скорости через несколько упругих ударов электрон в среднем начинает двигаться вдоль силовой линии. Значит, на больших масштабах мы можем считать, что электрон двигается вдоль силовой линии. Силовая линия поля представляет усредненную гладкую траекторию движения электрона в воздухе. Длина участка силовой линии, которую прошел электрон, называют путь по дрейфу.
Однако реальная траектория электрона оказывается хаотичной, а значит, более протяженной. Длина реальной траектории электрона называется полный путь.
Дрейфовая скорость дает нам перемещение электрона вдоль силовой линии на больших пространственных масштабах, а значит, связана с путем по дрейфу sd:
Тепловая скорость связана с полным путем sполн:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.