Как оживить посмертный учет, страница 7

Элементы учетной политики, влияющие на формирование

себестоимости и финансового результата

·  установление стоимостной границы между основными средствами и средствами труда в обороте

·  вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов

·  вариант погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов

·  порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам

·  перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей

·  порядок учета и финансирования ремонта основных производственных средств

·  оценка незавершенного производства на предприятиях массового и серийного производства

·  способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования

·  вариант учета выпуска продукции

·  оценка готовой продукции

·  порядок отражения в бухучете процесса приобретения и заготовления материалов

·  порядок начисления амортизации по нематериальным активам

·  порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальных активов

·  вариант учета затрат на производство, калькуляция себестоимости продукции и формирования производственного результата

·  структура и сроки погашения расходов будущих периодов

·  учет финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров

·  учет курсовых разниц

·  вариант распределения и использования чистой прибыли

·  метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг (только для целей налогообложения)

Internal Management Report – мечта каждого руководителя

Чтобы представить себе систему управленческого ин­тегрированного учета в целом, вернемся к той классификации менеджмента, которая принята в нашем самоучителе (см. схе­му 1). С каждым компонентом менеджмента связан опреде­ленный вид учета, а каждый вид учета связан с теми или иными функциями менеджмента. Причем существуют как локаль­ные, так и сквозные, интегрированные системы учета. К последним, в частности, относится и бухучет, поскольку он охватывает несколько компонентов менеджмента. Впрочем, он охва­тывает их не все и касается только стоимостно­го аспекта.

На схеме 2 показано, каким образом локаль­ные блоки учета должны быть сопряжены меж­ду собой. Необходимо, чтобы центрам учета ра­бочего плана счетов бухгалтерии соответство­вали организационная и финансовая структуры, а также структура центров планирования.

Что касается финансового учета, то, по свиде­тельству консультантов, новички иногда путают­ся в трех соснах. В бухучете существует отчет о движении денежных средств и отчет о бюджете доходов и расходов в форме, утверждаемой Минфином и представляемой в налоговую. инспекцию. В нашем самоучителе, в разделе, посвящен­ном финансовому менеджменту («Эксперт» № 15), мы писали об отчетах, которые составляются в рамках бюджетирования и представляются в тех форматах и регламентах, которые удобны для управления. Значит, для создания интегри­рованного учета планы счетов бухгалтерии дол­жны быть настроены на такую аналитику, кото­рая является достаточной для создания менед­жерской отчетности. Второе условие: регламент работы бухгалтерии должен быть таким, чтобы он удовлетворял менеджмент.


Следующее звено цепочки, связывающей раз­ные блоки учета через финансовые бюдже­та, – бизнес-план. Как мы уже писали («Эк­сперт» № 19), финансовые бюджеты, принятые в блоке «финансовый менеджмент», должны сов­падать с бюджетами бизнес-плана. Тогда систе­ма финансового менеджмента (а в случае интег­рации последней с бухгалтерией – бухучет) бу­дет вести и учет реализации бизнес-плана в час­та финансов. Аналогично, учет по затратам, ко­торый ведется в бюджетировании, должен ин­тегрироваться или входить как блок в учет зат­рат, который ведется в блоке «экономика» при расчете себестоимости. Сюда же интегрируется учет производственных затрат, который являет­ся частью производственного учета.