Вертикальная интеграция охватывает цикл принятия управленческих решений (план Þ организация Þ учет Þ контроль Þ анализ Þ регулирование). По мнению г-жи Николаевой, «с точки зрения классического определения системы учета как системы сбора, регистрации и обобщения информации, тот управленческий учет, который сложился на Западе, нельзя понимать строго как учетную систему. Там главная смысловая нагрузка – на управлении. Это не только система сбора и регистрации информации. Это система и обобщения, и анализа, и контроля, и, если хотите, принятия управленческих решений. Я бы назвала это управлением краткосрочными и долгосрочными результатами деятельности организации по тем объектам, которые в настоящее время ей нужны. А поскольку результат – это сопоставление затрат и доходов, значит, это управление доходами, управление расходами и управление результатами через влияние на первое и второе. Это разделение по центрам ответственности, по центрам прибыли, по центрам затрат, взаимодействие структурных подразделений, здесь же – внутрифирменное планирование, анализ рентабельности и других самых разных показателей.
Именно с вертикальной интеграцией часто связывают такое понятие, как контроллинг. В интерпретации некоторых специалистов, это – наиболее продвинутый управленческий учет, ориентированный не столько на решение текущих задач, сколько на глобальные стратегические цели. Естественно, он базируется на специальных компьютерных системах.
Последнее, чем отличается управленческий учет, это его сугубо интимный характер. В отличие от бухучета, открытого для всех заинтересованных пользователей, система управленческого учета и информация, формирующаяся в ней, близки к коммерческой тайне, это своего рода ноу-хау компании. Известен результат, а пути его достижения никто из посторонних не должен видеть (кстати, поэтому системы управленческого учета сложно изучать). В определенном смысле у каждого предприятия на Западе своя система: есть какие-то общие принципы, «кубики», но каждый складывает из них что может и как может.
В общем, это хорошая рекомендация и для российских компаний, хотя в наличии у них гораздо меньше таких блоков. Тем не менее уже существуют необходимые предпосылки и элементы для построения управленческого учета, отвечающего требованиям современной рыночной экономики.
Иного нет у нас пути
Главной предпосылкой является, конечно, воля руководителей и специалистов компании. Отождествлять учет с составлением внешней финансовой отчетности было логично в условиях плановой экономики, когда единственным собственником и монопольным потребителем учетной информации было государство. Но в условиях рынка и круг пользователей расширяется, и приоритеты меняются: от фискальных функций – к функциям информационного обеспечения менеджмента.
Рассказывает заместитель главного бухгалтера Технобанка Татьяна Любавина: «Для банка деньги то же, что для предприятия товар. Он может быть куплен на различных рынках и по разной цене (кредиты, свободные остатки, векселя). Но предприятие может учитывать товар по себестоимости или продажной цене и, таким образом, в момент реализации видна валовая прибыль. В банке этого не происходит. Попадая в банк, деньги обезличиваются и теряют свою суть товара, превращаются в деньги по номиналу. Отсюда вытекает необходимость управленческого учета, чтобы можно было оперативно различать эти потоки денег, грубо говоря, какую массу денег по какой цене мы купили и по какой продали. Кроме того, мы их продаем между подразделениями, и тут возникает самая большая проблема – определения себестоимости наших денег, или трансфертного ценообразования.
Каждый банк решает эти проблемы по-своему. Что касается затрат и результатов, то, как правило, ведется параллельный учет, то есть подразделения ведут рапортички и после, складывая их, пытаются определить свои ресурсы и издержки. Но, конечно, лучше было бы идти по другому пути — создания интегрированной системы, которая позволит вести и бухгалтерский, и управленческий учет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.