ЭКСПЕРТ • № 30, 12 августа 1996 г.
Как оживить посмертный учет
· Система учета в российских компаниях обеспечивает нужды менеджмента только на 10%
· Умные бухгалтеры – за интегрированную систему учета
· Учетная политика – сфера компетенции совета директоров
· Автоматизация – но в меру
· Директорам все-таки придется подружиться с балансом
Я спросил у ясеня...
Консультант по управлению рассказывал нам: «Я провел недавно смелый эксперимент – спросил у руководства очень крупного и уважаемого банка: «Сколько у вас бизнесов?» Банк этот универсальный, и первый ответ был «двенадцать», второй – «двадцать восемь», потом появилось еще несколько вариантов, и в конце концов они взяли три недели на раздумья. Я спросил в коммерческой компании, сколько у них структурных звеньев в настоящий момент. Руководитель задумался и сказал, что через неделю он сможет ответить на этот вопрос. Но если предприниматель или управляющий не знает, сколько у него основных направлений, сколько обслуживающих, сколько структурных звеньев и так далее, то есть у него нет этой структурной картинки, следовательно, у него нет и всего того, что называется регулярным менеджментом».
Вы спросите, какое отношение имеет этот пассаж к обсуждаемой теме, то есть учету. Прямое, поскольку учет, с точки зрения менеджмента, – это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленческих решений. Кстати, почти нет сомнений, что упомянутые выше руководители на вопрос, что такое учет, ответили бы, что это бухгалтерия. Меру неадекватности такого подхода демонстрируют следующие данные.
По оценкам западных бухгалтерских и аудиторских фирм, их западные клиенты 90% времени и ресурсов тратят на постановку и ведение управленческого учета (management accounting, controlling – англ., Betribsabrechnung – нем., буквально «производственный учет»), и только 10 % – на финансовую бухгалтерию, или счетоводство (accounting – англ., Finanzbuchhaltung – нем.). По оценкам российских консультантов, в отечественных компаниях это соотношение выглядит с точностью до наоборот. Причины такого расхождения носят характер исторический, но интересны не только историкам. Без их рассмотрения трудно понять, что есть управленческий учет и каковы в этом отношении перспективы у российских компаний.
Через счетоводство — к контроллингу
Вообще-то, многовековая история учетного дела была историей именно финансового, или бухгалтерского учета. Она началась с гениального итальянца Пачоли, оформившего в XV веке систему двойной записи – основу бухучета. Примерно до середины нынешнего столетия такое положение дел отвечало задачам управления, но в 30-е, а особенно в 50-е годы на Западе стал развиваться специальный учет для управления.
Предоставим слово генеральному директору компании «Центр бухгалтера и аудитора» (ЦБА) Светлане Николаевой: «В силу своей специфики финансовый (бухгалтерский) учет – учет, обращенный в прошлое, он имеет характер регистрации (обязательно в денежном измерителе) состояния имущества и финансов предприятия на данный момент времени. Произошел факт хозяйственной деятельности – нужно отразить его в документах. Нет документа – нет и факта хозяйственной деятельности. Естественно, что факт можно отразить только после того, как он состоялся. Это так называемый «посмертный учет», то есть когда уже ничего сделать нельзя, кроме как обобщить и принять факты. А управлять нужно в момент возникновения факта».
Итак, одна из проблем, вставших перед управленцами в связи с бухучетом, – это проблема оперативности. Вторая проблема связана с формой и содержанием той финансовой отчетности, которую готовит бухгалтерия. Г-жа Николаева ее излагает так: «Что можно управленцу понять из финансовой отчетности? Да ничего. Хотя в 4-м Национальном стандарте по бухучету РФ есть определение пользователя бухгалтерской отчетности, где говорится, что пользователь не должен иметь специальной подготовки и обладать полной информацией о системе формирования показателей. Короче говоря, «чайник». На Западе, кстати, бухучет преподают в средней школе».
Последнее замечание весьма существенно. Стало быть, Запад не пошел по пути бесконечного упрощения финансовой отчетности предприятий. Но и управленцам-«чайникам» там была предоставлена возможность позаботиться о себе. Каким образом?
Западная бухгалтерия издавна имеет так называемый двухкруговой характер (такая система существовала и в отечественном учете до начала 30-х годов). Первый круг – это учет финансовых потоков (поступлений от реализации товаров и услуг, привлеченных финансовых средств, расчетов с контрагентами, прибыли). Результатом его является финансовая отчетность предприятия, или, как говорит г-жа Николаева, его финансовый паспорт. Это информация о финансовом и имущественном состоянии предприятия предназначена для инвесторов, кредиторов, государства, потенциальных и реальных собственников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.