Правда, третьим полноправным участником этого движения навстречу мировому опыту является государство, которое в свое время сковало бухучет жесткой регламентацией. И хотя новая система нормативного регулирования бухучета в России только формируется, по мнению специалистов, она движется в сторону либерализации.
Во-первых, еще в Положении о бухучете и отчетности РФ 1992 года появилось понятие «учетная политика предприятия», а позднее, в 1-м Национальном стандарте по бухучету было раскрыто его содержание.
По мнению Светланы Николаевой, «это был мощнейший прорыв, так как появилась возможность принятия решений по управлению, формированию финансовой информации в системе бухучета через вариантность». Это подтверждает главный бухгалтер компании «Альфа-Эко» Максим Карасев: «Допустим, формирование всевозможных резервов – это то, о чем раньше все говорили: «Вот, хорошо бы кто-нибудь разрешил...» Сейчас в плане счетов уже сделаны изменения, и это реально. Бухгалтерия вносит изменения в свою учетную политику и резервирует столько, сколько ей нравится». Кроме того, в системе нормативных актов, регулирующих учет, появился четвертый уровень (после законодательства, национальных стандартов и методических указаний Минфина) – внутренние рабочие документы предприятия. Их оно формирует само в рамках тех степеней свободы, которые предоставлены законодательством и нормативной системой. Эти-то документы в совокупности и представляют собой учетную политику предприятия в широком смысле слова. Итак, оценив по достоинству степень доброй воли, проявляемой государством в области регулирования бухучета, следующие шаги должно делать руководство компаний. Некоторое время назад среди руководителей бытовало мнение, что приказ об учетной политике надо писать для Минфина, но сейчас очевидно, что он нужен в первую очередь для себя и в гораздо более расширенном виде, чем требует Минфин. Кроме того, писать его должен не бухгалтер. В том же 1-м Национальном стандарте по бухучету ответственность за разработку учетной политики полностью возлагается на руководителя. Если говорить о западном опыте, то там этот вопрос является исключительной компетенцией совета директоров компании. Но, учитывая некомпетентность среднего российского менеджера в области бухучета, необходимо по крайней мере тесное сотрудничество директора и бухгалтера в этом вопросе.
Что касается бухгалтеров, то им придется поверить в то, что свобода не посягает на их профессиональный суверенитет. Вот что по этому поводу думает г-н Карасев (в «Альфа-Эко» параллельно с постановкой управленческого учета – занимаются освоением международных стандартов бухгалтерского учета): «Это просто интересно с профессиональной точки зрения, это очень повышает уровень сотрудников бухгалтерии. Вышестоящее руководство хочет видеть более подробно и более точно составленную отчетность. Отчетность же, составленная по российским принципам, не настолько точна, она не в полной мере отражает всю ту финансовую и хозяйственную деятельность, которую ведет компания».
Подчеркнем, что в данном случае речь пока не идет о переходе на международные стандарты ведения бухучета или к какой-то двойной бухгалтерии. По словам г-на Карасева, учет будет вестись и дальше по российским стандартам, а на установленные контрольные даты – квартал, полугодие или год – будет составляться отчетность в соответствии с международными требованиями. Но сам этот маневр – составление отчетности по международным меркам на основе информации, полученной в соответствии с национальными стандартами – возможен лишь потому, что бухгалтерия и руководство компании активно используют легальные каналы либерализации отечественного учета: «В тех случаях, когда законодательство нам позволяет маневрировать, мы стремимся толковать российские принципы как можно ближе к международным стандартам».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.