В числе трудностей, которые приходится преодолевать на этом пути, есть две главные. Первая из них связана с психологическим барьером самих бухгалтеров. «Всю жизнь советских бухгалтеров учили: если на документе есть три печати и десять подписей, тогда ты его можешь принять к учету, – рассказывает г-н Карасев. – А если документ составил Петя Иванов за соседним столом, хотя он тоже на нем расписался, ты не можешь принять его к учету. Западный учет предполагает некое допущение правдоподобия в течение определенного периода времени. Скажем, есть электросчетчик, но пока нет счега «Мосэнерго», мы не можем учесть, сколько электричества мы сожгли. С другой стороны, у нас есть штатный электромонтер, и он каждый месяц приходит и составляет справку: столько-то киловатт было на первое число, столько-то на тридцатое. Мы знаем тарифы, и почему бы нам самим не посчитать, сколько мы сожгли, но и у меня самого то же предубеждение: как же я могу сделать проводку – святое! – на основе бумажки, написанной Петей Ивановым?»
В свою очередь, психологический барьер бухгалтера обусловлен несовершенством нормативной базы. С этим связана вторая трудность, о которой г-н Карасев говорит так: «К сожалению, налоговые инспекторы не всегда так широко мыслят даже в тех рамках, которые компаниям предоставлены законодательством. Придет ко мне налоговый инспектор и спросит, а кто эту бумажку составил, а где этот счетчик, опломбирован ли он, ах, он у вас не опломбирован, а стоит ли он на учете в «Мосэнерго»? Если бы на этой бумажке стояла синяя печать, он бы ее сто лет не проверял, но если всего этого нет, выйдет так, что мы электроэнергией и не пользовались».
Действительно, по словам г-жи Николаевой, расхождения, существующие между положениями системы нормативного регулирования бухучета, с одной стороны, и налоговым законодательством и Гражданским кодексом, с другой, часто позволяют налоговым органам толковать ту или иную ситуацию исходя из своих интересов. Однако воля бухгалтерии не должна быть этим парализована. На вопрос корреспондента «Эксперта», является ли уже сейчас справка, составленная электромонтером, документом учета для бухгалтерии «Альфа-Эко», г-н Карасев ответил: «Является для целей бухучета, но для целей налогообложения пока нет. Фактически у нас возникает три группы документов: документы по бухучету по российским стандартам, документы по бухучету по международным стандартам и еще для налогообложения. То есть одни и те же документы мы должны оформлять как отчетность в разных комбинациях».
Итак, с точки зрения управленческого учета, польза от всех этих мытарств бухгалтерии заключается в ее моральной готовности работать в непривычных для себя форматах и регламентах. Одним из результатов такой готовности в «Альфа-Эко» было то, что бухгалтерия начала представлять в нужном регламенте информацию для бюджетирования в управление финансового планирования и анализа.
Следующий шаг – настройка плана счетов для управленческого учета. Смысл этой процедуры объясняет Светлана Николаева: «Данные, особенно по затратам и выручке, могут передаваться из системы финансового учета в систему учета управленческого, просто в финансовом учете мы показываем общий результат, а в управленческом – детализируем. Информация для того и для другого может схлестываться через специальную техническую систему счетов (в том случае, если существуют две автономные системы учета – бухучет и управленческий учет), а может быть и интегрированной, если речь идет о единой системе учета».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.