Как оживить посмертный учет, страница 2

Соответственно, государство вынуждено рег­ламентировать порядок предоставления «пас­портных данных» – отсюда необходимость в создании национальных стандартов учета. Кро­ме того, мировая экономика настолько интегри­рована, что в 70-е годы возникла проблема меж­дународной стандартизации. Сегодня существу­ет более 30 международных стандартов по буху­чету, и хотя они носят рекомендательный ха­рактер, статистика показывает, что ими пользу­ются 70-90% национальных предприятий и ор­ганизаций на Западе.

Второй круг учета связан с преобразова­нием факторов бизнеса в продукты и услуги в результате производственной деятельности. Это учет материальных потоков, а также затрат и се­бестоимости производимой продукции. Но пос­кольку основным пользователем этой информа­ции в рыночной экономике является не государ­ство и не какие-то иные внешние контрагенты, а исключительно менеджеры компании, то в отли­чие от первого круга в регламентацию второго никто не вмешивается. Это право руководителя, который, впрочем, может и здесь придерживать­ся международных стандартов.

В результате такого разделения достигается более точный учет результатов деятельности предприятия – ведь финансовые и материаль­ные потоки живут по разному времени: скажем, в момент, когда приходят деньги за реализован­ную продукцию, в процессе производства учи­тываются уже совершенно другие ресурсы.

Виды учета в компонентах менеджмента

Структуры

Мониторинг структур

Управленческий учет

Бизнес-план

Маркетинг

Учет реализации бизнес-плана

Маркетинговый учет

Финансы

Учет выполнения бюджетов

Бухгалтерский учет

Экономика

Учет затрат и себестоимости

Организация

Логистика

Оперативный учет

Учет производства

Персонал

Административный учет

Документооборот

Схема 1

Все это способствовало появлению в недрах бухгалтерии ростков управленческого учета, организованного исключительно в угоду менед­жерам – в том числе и в области финансов. Од­ним из следствий «самодурства» руководителей стало бюджетирование, важнейшим элементом которого является оперативный учет выполне­ния бюджетных планов (подробно об этом см. главу самоучителя в «Эксперте» № 15).

Но аппетиты менеджеров растут: чтобы уп­равлять, надо контролировать труд, ценообра­зование, рентабельность, распределение ответ­ственности и много чего еще. В идеале управ­ленческий учет носит всеобъемлющий характер и охватывает практически все компоненты ме­неджмента (см. схему 1).

Главный же отличительный признак управ­ленческого учета – его интегрированность. Причем интеграция происходит как по горизонтали, так и по вертикали.

Горизонтальная интеграция по ком­понентам менеджмента связана с тем, что по-настоящему эффективной система учета может быть только при условии, что данные учетных блоков сопоставимы между собой. Иными сло­вами, руководитель волен регламентировать уп­равленческий учет, но должен жестко следовать принципу сопряженности форм и регламентов в разных элементах системы (механизм этого соп­ряжения будет рассмотрен ниже).