Методология научного творчества: Учебное пособие, страница 4

1.2 Наука как сложная динамическая система

Понятие системы является одной из важнейших категорий философии. Само слово «система» происходит корнями из греческого языка от слова, обозначающего некую целостность, некоторое единство объектов. Представления о системе как целом предполагает наличие у целого определенной структуры. Материальный фон, на котором существует система, называется средой. Под системой понимается внутренне тесно взаимосвязанная совокупность объектов любой природы, характеризующихся специфическим для нее поведением, законами развития, структурой, функциями, особенностями взаимодействия с окружающей средой, особенностями внутренних связей.

В зависимости от своей природы, системы могут быть подразделены на физические, технические, технологические, биологические, экологические, логические, мировоззренческие, общественные и т. д.

Под наукой понимается система знаний о сущности, законах развития природы, общества и человека, в единстве с их существованием и эволюцией.

Признаки науки как системы определяются структурой, органами управления, целями функционирования, и связями со всеми общественными институтами, в том числе с практикой. Границы науки определяются ее предметом (природа – общество – человек).

Функциональный элемент системы предполагает наличие в науке отдельных ветвей знаний, активно протекающие процессы дифференциации знаний и их интеграции. Отдельные элементы науки, тесно взаимодействуя между собой, имеют общую цель – создание полезного общественного эффекта. Конечным результатом научной деятельности является практика. Исходной точкой функционирования науки являются ресурсы общества. В качестве основной функции науки выступает исследование. Исследовательский процесс – особая форма индивидуального и общественного труда. Также как и в любой производственной системе, имеется рабочая сила, средства производства, материальные ресурсы. Внешние функции науки как системы заключаются в формировании научного продукта и доведении его до уровня пригодного для употребления. Главная внешняя задача науки – создание определенного вида благ для общества. Внешнее проявление науки как динамической системы несет в себе два самостоятельных аспекта – логический и общественный. Первый из них, как известно, связан с духовным началом и сводится к тому, что наука представляет собой интеллектуальную форму сознания. Общественный аспект состоит в том, что все результаты науки относятся к коллективному социальному процессу потребления. Научные знания часто возникают благодаря общественному труду представителей как одного, так и множества народов и поэтому практически всегда носят интернациональный характер, не всегда позволяющий определить конкретное имя одного автора. Вспомним закон Бойля - Мариотта. Кто изобрел радио: Маркони или Попов? Можно привести еще много аналогичных примеров. Этим и объясняется факт коллективного интернационального использования ее результатов, несмотря на попытки отдельных политических сил и держав сохранить тайну секретных научных достижений. Научное знание, с одной стороны, выступает как логическое отражение объективной действительности, с другой стороны, оно является продуктом коллективного труда, рожденного в недрах сообщества определенной эпохи направленным на реализацию определенных, часто заведомо социально заданных целей. Основной оценкой эффективности науки является экономическая значимость ее результатов.

Такая двойственность формы проявления науки характерна для всех ее структурных элементов, тесно взаимосвязанных с историей развития общества.

На начальном этапе своего развития в науке доминировал логический аспект, направленный в основном на  удовлетворение духовных потребностей общества. Впоследствии этот акцент постепенно смещался в сторону ориентации науки на материальную деятельность людей, а сама наука становится производительной силой общества. Это не означает, что общечеловеческий аспект затеняет логический, просто произошла переоценка ценностей.