Авторы признательны техническому редактору М.А. Салковой за терпение и внимательное отношение при её редактировании.
Wage du, zu irren und zu träumen
Fr.Schiller
Дерзать, мечтать и заблуждаться
Фр. Шиллер
1 Наука. Основные понятия и определения
1.1 Предмет науки. Место науки в обществе
Наука представляет собой сложное общественное явление, в связи с чем, понятие о ней не может быть ограничено рамками какого-либо определения. Она функционирует там, где есть сознание, развивающееся на базе знаний, подкрепляемых в процессе обмена информацией, новыми сведениями. При этом обмен информацией может происходить самым различным образом, например, в виде диалога людей.
Известный психофизиолог Симонов П.В. определяет сознание как «знание, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений, образцов технологии и т.п. может быть передано другому, стать достоянием других членов сообщества». Все, что касается природы знания, сознания и науки, сохраняет прелесть тайны. Знание – реакция человека на явления и события, происходящие в окружающем его мире. Отражать окружающий мир способно все живое, но отражение человеком имеет более сложную основу – оно формируется на фоне трудовой деятельности, регулируемой речью, которая, как и труд, имеет коллективный, социальный характер. Трудовая деятельность как форма активности отличается целеполагающим, опережающим отражением.
Патриарх отечественной психофизиологии А.А. Ухтомский отмечает: «Доминанта человеческой психики, базисная потребность – это стремление познать окружающий мир». Мир человека – особый мир. Помимо окружающей реальности, это внутренний мир чувств, переживаний, свободы выбора, свободы воли, самоотождествления, свободы духа. Общеизвестный факт: медицина пережила позор гробокопательства и тайного разъятия трупов. Каким героизмом и волей духа нужно было обладать, чтобы в мрачную пору средневековья, когда прикосновение к телу человека считалось греховным делом, когда каждого, кого могли заподозрить в ереси, бросали в костер инквизиции, решиться на героический шаг – создания основ науки, называемой в наши времена так просто – паталогоанатомия.
Наука – это высшее произведение сознания, которое К. Марксом определяется как «всеобщее общественное знание». Предметом науки является диалектическая триада – природа, общество, человек. Все, что окружает человека, обладает внутренней целостностью, вот почему и создается впечатление, что все в мире устроено по законам целеполагания. Из единства природы вытекает и единство науки, единство теоретического взгляда на окружающий человека мир. Здесь в понятие мир вкладывается общее представление о среде, как сфере бытия не только материальной, но и социальной, психологической, духовной.
Наука по своей природе не входит ни в базис, ни в надстройку общества. Она в известных пределах независима от них, и все попытки подчинить ее чему-либо одному, даже при самых благих исходных намерениях, направлены против науки, а значит и против человечества. Чтобы убедиться в этом нет необходимости в далеких исторических и географических экскурсах. Люди, поколение которых пришлось на 40-е и 50-е годы, помнят, чему их учили в школе и вузе: генетика – буржуазная лженаука, кибернетика тоже была буржуазной лженаукой; в общем, все, что не вписывалось в схемы традиционно принятой (или, точнее сказать, навязанной обществу) идеологии, сформулированной видением правящей верхушки страны – все относилось к буржуазной лженауке. Справедливости ради следует отметить, что такой догматический подход вовсе не вытекает из философии К. Маркса. Вместе с тем наука при определенной автономии своего положения в обществе часто вынуждена выполнять социальный заказ правящего класса (или классов). Это и создание определенных идеологических штампов, это и создание оружия массового уничтожения. Таким образом, наука соподчинена политической надстройке, но вместе с тем она, как правило, становится зачинателем всех новаций в обществе, являет примеры подлинно подвижнического творчества. Много жертв понесла наука в борьбе с мракобесием во все времена истории. Являясь важнейшей частью духовности, наука непосредственнейшим образом влияет на развитие производительных сил. Так широкое внедрение в производство XIX века паровых машин предопределило и стимулировало развитие термодинамики. Производственные потребности привели к интенсификации разработок в области земледелия и почвоведения. Проблемы, порожденные индустриальным характером труда, привели к рождению новых областей психологии – социальной психологии, инженерной психологии. Примеров различных взаимосвязей в системе базис – наука – надстройка можно привести много; они различны и противоречивы также как само наше бытие.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.