Реализация указанных функций предполагает формирование специально построенной налоговой системы, под которой понимается в самом общем виде совокупность налогов разного вида и методов их взимания .
Так исходя из учёта и оценки объекта налогов в настоящее время в налогообложении действует три способа взимания налогов:
1. Кадастровый – предполагает использование кадастра (реестра описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога.
2. Декларационный – предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках дохода, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога.
3. Административный – предполагает исчисление и изъятие налога о источниках образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог.
В современных условиях применяются следующие методы уплаты налога:
1. Налоговый платёж, когда плательщик вносит в казну государства
определённую сумму денег в наличной форме.
2. Безналичный платёж, когда происходит перечисление через банк со счёта клиента на счёт бюджета.
3. Гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.
В целях обеспечения эффективной реализации функций управления налоги принято классифицировать по разным признакам.
По методу установления налоги подразделяют на:
1. Прямые – налоги установленные непосредственно на доходы или имущество плательщика. Они подразделяются на личные (учитывающие функции платёжеспособности налогоплательщика – налог на прибыль, налог на доход, подоходный налог) и реальные (предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения – имущества, денежного капитала – налог на недвижимость).
2. Косвенные – налоги устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу- НДС, акцизы.
В зависимости от органов власти, устанавливающих налог, выделяют:
1. Государственные (республиканские)- налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты (НДС, акцизы, чрезвычайный налог, налог на прибыль, налог на землю и др.).
2. Местные – налоги, которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, а плательщиков, объекты обложения, налоговую базу и ставки определяют местные органы власти (сбор с использователя, налог на продажу в розничной торговой сети, сбор за услуги, налог на рекламу и др.).
Исходя из роли налогов в процессе бюджетного регулирования, их подразделяют на:
1. Закреплённые – налоги, которые на длительный период времени закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (подоходный налог, налог на недвижимость, местные сборы и другое.
2. Регулирующие – это государственные налоги поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных органов (НДС, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль и др.).
При классификации налогов по видам налогоплательщиков выделяют
налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (резидентов РБ и нерезидентов РБ).
В зависимости от порядка использования налоги делятся на:
1. Общие – предназначенные для текущих и капитальных расходов без закрепления за каким либо конкретным видом расходов (почти все налоги).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.