Для полноты картины относительно экономической сущности расчётов субъектов хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам следует отметить, что ряд экономистов трактует налог как своебразную цену за услуги, оказываемые государством налогоплательщикам – физическим, юридическим лицам. В основе данной позиции лежит теория обмена услуг, которая возникла ещё в эпоху просвещения (XVII – XVIII века, Франция), когда налог трактовался как плата, вносимая каждым гражданином за охрану личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги.
Коренным признаком налога является принудительный характер изъятия средств в его уплату. С этих позиций к налогу относятся не только платежи, в названии которых присутствует слово “налог”, но и другие обязательные платежи в бюджет (таможенные пошлины, акцизы, отчисления в государственные внебюджетные фонды).
Ещё одним обязательным атрибутом налога является его безвозмездный характер, что получило отражение в определении налога в налоговом кодексе РБ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежной системой, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (лицензий).
Не признаются налогами и сборами взносы, вклады и иные платежи, осуществляемые исходя из договорных отношений, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства. Экономическая сущность расчётов по налогам и неналоговым сборам с бюджетом реализуется через основные функции налогов и неналоговых сборов: фискальную, регулирующую и социальную.
Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов- формирование финансовых ресурсов государству, необходимых для осуществления им своего назначения.
Регулирующая функция налога появилась у налоговой системы с тех пор, как государство взяло на себя обязанность отдельно участвовать в организации хозяйственной жизни страны посредством специально настроенного налогового механизма. Так, стимулирование хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путём предоставления им разнообразных льгот по налогам, которые уменьшают объект налогообложения, освобождают от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижают налоговые ставки, предоставляют отсрочку налогового платежа. В то время как деестимулирование реализуется в основном посредством принятия повышенных налоговых ставок. Воспроизводственное регулировании государством хозяйственной деятельности заложено в выплатах типа платы за природные ресурсы (например, вод, забираемую для промышленных нужд, отчислений на строительство и ремонт дорог). Таким образом, посредством определённой налоговой политики можно оказывать влияние на перелив капитала через воздействие на соотношение форм доходов (заработной платы, прибыли, ренты, процентов и т.п.) через налоговые льготы и полные преференции. Таким образом оказывается действие на подъём производства в отдельных отраслях национальной экономики, на технический прогресс, прогрессивную структурную перестройку экономики, обновление производственного потенциала и т.п.
Выделяют также социальную функцию налогов, проявляющуюся в ослаблении или усилии социальной дифференциации общества, сдерживанию потребления вредных для здоровья продуктов и изделий, занятости инвалидов и пенсионеров и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.