Уплата налогоплательщика налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налогов возможен в случае его переплаты.
Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и поступлению разницы в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой выделяются дотации.
При планировании и формировании бюджета на предстоящий год высший законодательный орган власти разрабатывает методику расчета налогов, устанавливает ставки налогов, определяет источники уплаты, льготы и санкции.
Законом, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов в бюджет, порядок предоставления отчетности налоговой инспекции и соответствующим фондам, нарушение которых влечет наложение серьезных финансовых санкций(2).
При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе расчетов с бюджетом. Складываются новые отношения между государством и предприятием по поводу организации и формы регулирования расчетов предприятия с бюджетом. Новые системы организации расчетов с бюджетом должны обеспечить предприятию материальные стимулы(15).
Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью финансовой устойчивости предприятий и организаций от налоговой нагрузки на них налогов и налоговых сборов, и заключается в анализе деятельности исследуемого предприятия (КПТП “Марыля”) на основе данных бухгалтерского учета.
Целью настоящей работы является изложение на примере кооперативного производственно-торгового предприятия "Марыля" анализа расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым платежам, освещение по мере необходимости теоретических вопросов, относящихся к данной проблеме, и изучение законодательного регулирования расчетов с бюджетом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть основные понятия и проблемы расчетов субъектов хозяйствования с бюджетом и факторов их изменения;
- произвести, на данных анализа, прогнозирование финансовой стабильности расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым платежам на исследуемом предприятии;
- рассмотреть начисление налогов и налоговых сборов, а также порядок их удержания и отчислений с налоговой базы;
- сопоставить соответствия между средствами и источниками расчетов с бюджетом, рациональности их размещения и эффективности использования.
Предметом исследования является учет и анализ финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования с бюджетом по налогом и налоговым сборам и пути их оптимизации на примере КПТП "Марыля".
Основы существующей налоговой системы Республики Беларусь были заложены в 1992 г.. На протяжении всего времени ее существования велась работа по совершенствованию Налогового законодательства в части сокращения количества налогов и сборов, упрощения методики их исчисления и снижения ставок.. Однако говорить о том, что действующая налоговая система достигла своего совершенства, преждевременно.
На сегодняшний день трудно сказать, как будут развиваться налоговая система и экономика Республики Беларусь в целом. Все будет зависеть от того, будут ли найдены другие доходные источники бюджета и насколько рационально будет осуществляться расходование бюджетных средств. Но хочется надеяться, что в ближайшем будущем осуществиться реформа налоговой системы Республики Беларусь, результатом которой станет снижение налоговой нагрузки, рост конкурентоспособности отечественных товаров, подъем жизненного уровня населения, оживление деловой активности и создание условий повышения экономической и социальной стабильности в обществе (12).
1. Теоретические основы анализа взаимоотношений предприятия с бюджетом по налоговыми неналоговым платежам.
1.1. Экономическая сущность, виды и методика расчета налогов и неналоговых платежей в бюджет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.