Следует отметить, что трансферты, имеющие цель удешевить потребление (жилищные субсидии, пособие для малообеспеченных и детей), выполняют также роль стимуляторов личного потребления и в конечном итоге влияют на совокупный спрос.
Налог при необходимости может стать источником дотационного финансирования отдельных регионов. Таким образом, система налогов и трансферт выполняют функцию перераспределения средств во времени и пространстве, выравнивая социально-экономическое положение членов общества, регионов страны и т.д.
Однако, перераспределяться могут не только денежные средства, имущество или услуги, но и экономические возможности. Такое перераспределение например, осуществляется посредством таможенных пошлин и тарифов (протекционных и преференциальных).
Протекционные пошлины возникают когда их уровень на импортные товары делает ввоз этих товаров экономически невыгодным. С их помощью государство защищает отечественных производителей предоставляя им экономические возможности по выпуску продукции, аналогично импортной. Зачастую протекционный характер носит так называемые адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.
Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются в том случае, когда государство заинтересовано в ввозе в страну какого-либо товара, услуги (например новейшие технологии, наукоёмкая продукция и др.). В этом случае экономические возможности временно перераспределяются в пользу иностран-ных производителей.
3. Изменения хозяйственного поведения экономических субъектов.
Дополнительный штрих к экономическому содержанию расчётов субъектов хозяйствования с бюджетом по налогам и неналоговым платежам даёт рассмотрение налогообложения с точки зрения трёх эффектов:
- эффект доходов;
- эффект замещения;
- финансовый эффект
Эффект доходов проявляется в том, что изъятие налогов из доходов индивидуумов делает последних беднее, что вызывает изменение в их предполагаемых решениях. Например, им приходится отложить время ухода на пенсию, они не могут позволить себе столько же свободного времени, чем до налогообложения и т.д.
Эффект замещения возникает из- за того, что не всякая деятельность облагается налогами или же облагается по разным ставкам. Вследствие этого экономическая деятельность перемещается с сфер с высокими налогами в сферы с более низкими. Так из-за высоких ставок подоходного налога, которые увеличиваются с ростом дохода индивидуумы могут раньше уйти на пенсию, которая не облагается налогом, или работать меньшее количество часов. Таким образом здесь также наблюдается уход от налогообложения путём замены облагаемой деятельности на необлагаемую.
Наконец, третий эффект – финансовый возникает, когда одна и та же деятельность оплачивается в разной форме и соответственно облагается по различным ставкам. Например, если доход по ценным бумагам облагается по более низким ставкам, чем прибыль предприятия от производственной деятельности или доходы физических лиц, тогда предприятие может изъять свой капитал из производства и переместить его в ценные бумаги.
Следует отметить, что эффекты дохода и замещения, а также финансовый эффект могут проявляться одновременно и разнонаправлено. В результате возникающий совокупный эффект от налоговой политики может оказаться весьма небольшим.
Изучение совокупного воздействия налоговой политики осуществляется с помощью расчёта и анализа эффекта налогообложения, под которым понимается распределение бремени налогообложения от одного налога или всех налогов, а также пользы (выгод) от государственных расходов по группам населения (например, с разным уровнем доходов, семейных и одиноких и т.п.), отраслям, регионам и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.