Рис. 2. Информационно управляющее поле кабины И1 в ДБВ1х1 для ПрС/С «Защита с нападением» (ИЛС и органы управления)
Исходной информацией для составления ГРО являются:
§ набор формализованных сценариев (ФС);
§ системное описание информационного и управляющего поля кабины;
§ системное описание бортовой аппаратуры.
Разработку ГРО удобно начинать с анализа проблемных субситуаций. Каждой такой субситуации ставится в соответствие множество возможных (допустимых) способов ее разрешения. Формирование таких множеств производится экспертом на основании анализа возможностей бортовой аппаратуры и характера ПрС/С. Следующим шагом разработки ГРО является выделение из возможных решений предпочтительного или оптимального решения. Часто такое выделение можно провести только после предварительного изучения ПрС/С на соответствующей ей математической модели принятия решений. Выбор предпочтительного решения при составлении ГРО предусматривает одновременное решение проблемы распределения функций между оператором и бортовой аппаратурой. Методологической основой такого разделения является посылка, что правильно спроектированная человеко-машинная система должна разрешать ПрС/С наилучшим образом. Оператор и бортовая аппаратура должны не противостоять, а дополнять друг друга.
При разработке ГРО, следуя причинно-следственной последовательности ПрС/С в ФС, последовательно выявляются необходимые решения оператора. Уточняется и формализуется цель разрешения ПрС/С. Сложные ПрС/С изучаются путем исследования соответствующих им математических задач принятия решения.
Составные части ГРО(ГРЛ) представлены на рисунке _
Рис. _. Составные части ГРО(ГРЛ)
Рис. 3. Граф решений оператора при наличии БОСЭС ДБВ1х1 в ПрС/С «Нападение»
АДЭ-№1: речемыслительное решение (-решение) – анализ информации от системы ситуационной осведомленности на ИТО:
1. - восприятие информации на индикаторе тактической обстановки:
§ время на активизацию КМПО – 0 сек.;
§ время на рефлекторную реакцию, световое и слуховое раздражение – 0.16 сек.;
§ латентный период (обнаружение сигнала) – 0.1 сек.;
§ выяснительный период, простые геометрические фигуры – 0.3 сек.;
§ выяснительный период, отметки на экране РЛС – 0.3 сек.;
2. - выработка решения о выборе типовой боевой ситуации (ТБС):
§ ЭАВР1 - упорядочение воспринятых геометрических фигур на ИТО по двум признакам (отметки высоты и скорости самолетов) – 1.5 сек.
3. Диспетчеризация решения:
§ АДЭ-Р1 – активизация тумблера выбранной ТБС;
§ АДЭ-Р1 – активизация БОСЭС ДБВ1х1;
Смена концептуальной модели поведения: 1.5 сек.;
АДЭ-С1 – отвлечение оператора на слежение (пилотирование самолетом):
Экспериментальная зависимость «затраты на слежение (tсл.) – интервал отвлечения оператора от процесса слежения (tотв.):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.