Сборник инструкций по охране труда по профессиям и видам работ для работников бригад крс и освоения, страница 36

по охране труда при смене талевого каната

ИОТ - ООО - 082 - 98

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

           1.1. Работы по смене талевого каната должны производиться под руководством бурильщика.

           1.2. Смену талевого каната необходимо производить в дневное время.

           1.3. Работу по смене талевого каната необходимо производить при малых оборотах лебедки.

           1.4. Барабан с новым талевым канатом следует устанавливать на специальном приспособлении, обеспечивающем безопасность работ, с правой стороны приемного моста в зоне видимости бурильщика;

при этом ось барабана должна быть параллельна оси лебедки и находиться в одной с ней плоскости, а сам барабан - свободно вращаться от руки.

           1.5. Барабан с новым канатом устанавливается так, чтобы канат разматывался снизу.

           1.6. Конструкция козел должна исключать возможность соскакивания барабана с опор.

           1.7. Вдоль приемного моста необходимо устанавливать специальные подставки, на которые укладывается новый талевый канат. Количество подставок должно искллючать провисание каната (канат не должен касаться).

           1.8. Для создания безопасных условий труда при смене талевого каната у опущенного до стола ротора крюке и блоке крюк фиксируют стопорным устройством, чтобы зев его был обращен в сторону приемного моста. При помощи якорного каната отводят крюк от ротора и производят плавный спуск крюка и блока на пол рабочей площадки буровой, Для удобства работ при смене талевого каната крюк и блок должен отстоять от ствола ротора не менее чем на 500мм. После этого необходимо откинуть боковой кожух талевого блока и убедиться в свободном вращении от руки шкивов на талевом блоке.

П. ТРЕБОВАНИЯ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ.   

            2.1. Перед началом производства работ по смене талевого каната на механизме для перепуска конструкции АНИИнефтемаша необходимо:

           - освободить зажимное устройство:

           - освободить обойму от барабана механизма путем ослабления стопора;

           - проверить легкость вращения обоймы;

           - проверить надежность крепления всех соединений механизма.

           При использовании приспособлений других конструкций неподвижный конец талевого каната снимается полностью.

           2.2. Бурильщик, стоящий у пульта управления лебедки, должен хорошо видеть приспособление для перепуска каната, талевый блок и освобождаемый канат.

          2.3. В случае недостаточного обзора бурильщик должен руководствоваться сигналами специально назначенного рабочего, в поле зрения которого должны находиться бурильщик, бухта с новым канатом и собираемый  изношенный канат.

          2.4. Для удобства работ при отсоединении от ходового конца талевого каната бурильщик должен провернуть барабан лебедки так, чтобы узел крепления ходового конца талевого конца талевого каната находился в верхнем положении (со стороны ротора); затем отключить привод лебедки и на пульте управления повесить плакат “Не включать - работают люди”.

          2.5. Для облегчения условий труда членов вахты на барабане лебедки, при выбросе отработанного талевого каната, необходимо оставить 4-5 витков каната.

           2.6. Если отработанный и новый талевые канаты имеют различную свивку (правую и левую), то соединение петлей концов каната следует производить через специальный вертлюжок.

           2.7. Диаметр места соединения отработанного талевого каната с новым должен быть таким, чтобы обеспечивался беспрепятственный проход каната по приспособлению для закрепления неподвижного конца, через шкивы талевого блока и кронблока.

          2.8. Во время смены отработанного талевого каната бурильщик обязан:

          а) не допускать излишнего сматывания нового каната с барабана с новым канатом установленного на козлах;

          б) соблюдать особую осторожность при прохождении соединения канатов через ролики кронблока и талевого блока;

          в) следить за безопасной работой всей вахты.