Другое преимущество автоматизированных ПДМ: машина требует меньше техобслуживания, так как переключение передач выполняется в оптимальный момент, двигатель всегда работает на допустимых оборотах, проскальзывание колес меньше, риск столкновения с бортом выработки или другой машиной практически сведен к нулю.
Недостатком системы AutoMine является ее дороговизна. Монтаж ее осуществляется на специально подготовленном участке или на вновь построенном руднике. Участок рудника с работой автоматизированных ПДМ непременно должен быть отделен от других выработок и доступ персонала тщательно контролируется.
Погрузочно-доставочные машины с грузонесущим (аккумулирующим) кузовом.Машины данного класса загружаются и транспортируют горную массу в собственном кузове (рис. 5.9). В зависимости от грузоподъемности они подразделяются на: легкие «Каво 510», «Каво 511» (Швеция), «Эймко 803» (США) и тяжелые «Джой» (США), «Каво» (Швеция), «ПТ-4» (Россия). Легкие машины с опрокидным кузовом емкостью до 2,5 м3 обеспечивают производительность от 160 до 600 т/смену при доставке на расстояние до 50 м. Производительность тяжелых машин может достигать более 2000 т/смену при расстоянии доставки до 150 м.
Рис. 5.9. Погрузочно-транспортная машина ПТ-4. |
Наличие аккумулирующего кузова предопределяет более сложную конструкцию и ограничивает область применения этих машин транспортировкой мелкокусковой и малоабразивной руды. В настоящее время эти машины вытесняются более производительными ковшовыми ПДМ.
Подземные экскаваторы.Применяются, главным образом, в камерах большого сечения с широким фронтом работ при отработке мощных пологих залежей камерно-столбовыми системами разработки.
Экскаваторы с ковшом емкостью 1-2 м3 работают в комплексе с автосамосвалами. Высота камер при этом должна составлять не менее 6 м. Для стесненных условий выпускают экскаваторы с укороченной стрелой и рукоятью. Производительность на погрузке достигает 700 т/смену. Эти машины получили распространение на рудниках корпорации «Казахмыс» (Республика Казахстан).
Самоходные транспортные машины.Самоходные транспортные машины представлены автосамосвалами и самоходными вагонами (рис. 5.10). Загрузку последних осуществляют ковшовые погрузчики, ПДМ, экскаваторы и вибропитатели.
В последние года самоходные вагоны практически вытесняются автосамосвалами, которые обеспечивают более высокую производительность, надежность и возможность транспортировать руду любой крупности. Автосамосвалы применяются для доставки рудной массы на расстояния 300-1000 м и более к рудоспускам и нередко по уклонам на поверхность.
а б
Рис. 5.10. Подземные автосамосвалы.
а – Торо-40 (Финляндия); б – МоАЗ-7529 (Белоруссия).
В конструктивном отношении автосамосвалы представлены тягачом с шарнирно-сочлененной рамой или жесткой базой с кузовом грузоподъемностью 40-80 т. Они обладают относительно малыми габаритами, большой маневренностью, оборудованы дизельным двигателем и опрокидным кузовом. Производительность, в зависимости от длины транспортирования, составляет 600-1500 т/смену.
На рудниках России распространение получили автосамосвалы с опрокидным кузовом грузоподъемностью 20-40 т типа «Торо 40», и отечественные – «МоАЗ». Данные машины применяются в основном при камерно-столбовых и слоевых с закладкой системах разработки.
Самоходные вагоны.Самоходные вагоны имеют пневмоколесный челноковый ход и кузов-бункер емкостью до 12 м3. Последний оборудуется донным скребковым конвейером, предназначенным для разгрузки перевозимой горной массы. Применение получили вагоны марок «БВС-15» (отечественные) и зарубежные «10С-2Е» (Джой, США) грузоподъемностью 15 и 10 т соответственно.
Как было сказано выше, они имеют ограниченную область применения и используются, в основном, для транспортировки мягких руд (калийные соли). Основными недостатками являются: быстрый износ донного конвейера, большие затраты на энергию; низкая скорость движения и небольшая производительность до 300-500 т/смену при длине доставки 100-200 м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.