- погрузочно-доставочные машины с грузонесущем ковшом (ковш выполняет одновременно роль погрузочного и доставочного органа) и машины с отдельным аккумулирующим бункером;
- транспортные машины с кузовом – автосамосвалы и самоходные вагоны.
Самоходная горная техника успешно применяется при отработке:
· пологих и наклонных залежей с естественным поддержанием очистного пространства, работая непосредственно в открытых камерах;
· мощных и весьма мощных рудных тел этажной или подэтажной выемкой с площадным, торцовым и площадно-торцовым выпуском руды под обрушенными породами;
· горизонтальных и слабонаклонных залежей с искусственным поддержанием очистного пространства; самоходное оборудование движется по слоевым выработкам и закладочному массиву.
Погрузочные машины на гусеничном ходу с нагребающими рычагами используются в основном на проходческих работах (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Погрузочная машина с нагребающими лапами типа ПНБ. |
Ковшовые пневмоколесные погрузчики.В числе погрузочных машин на подземных рудниках получили распространение дизельные погрузчики с ковшом емкостью 1-6 м3 фирм «Вагнер» (Германия), «Катерпиллер» (США), «Тамрок» и «Терекс» (Финляндия) (рис. 5.7). Они используются в комплексе с автосамосвалами.
а б
Рис. 5.7. Ковшовые погрузчики.
а – «Катерпиллер»; б – Терекс.
Производительность комплекса машин достигает 2000 т/смену и более. Используются они также и на вспомогательных работах.
Погрузочно-доставочные машины (ПДМ).Данный тип машин наиболее широко распространен и практически вытеснил скреперную доставку. Ковшовые ПДМ в зависимости от емкости ковша делятся на: легкие с полезной грузоподъемностью ковша 2-3 т; средние – 4-6 т и тяжелые – 7-8 т и более. Применяются ПДМ с шарнирно-сочлененной рамой (рис. 5.8) следующих типов: «Торо» (Финляндия), «СТ» (США), «Эймко» (США), «Каво» (Швеция), «СУ-3» из отечественных – ПД-6 и ПД-8.
а б
в г
д
е
Рис. 5.8. Погрузочно-транспортные машины.
а – ПД-6; б – СУ-3; в и г – Торо; д и е – СТ.
Расстояние доставки ПДМ не превышает 150-400 м, на больших расстояниях более эффективно использование автосамосвалов и самоходных вагонов. Так, при работе ПДМ в комплексе с двумя автосамосвалами грузоподъемностью 25 т производительность при длине доставки 1000 м составляет 1000 т/смену и более.
В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в автоматизации работы ПДМ [В.Н. Опарин, 2007].
Одним из бесспорных лидеров в области автоматизации ПДМ является компания Sandvik, чья система автоматизации, называемая AutoMine, была доведена до коммерческой реализации раньше других.
Для навигации в этой системе (а также в реализованной несколько позже фирмой Caterpillar аналогичной системе MINEGEM) используется установленный на борту машины лазерный сканер, который во время движения сканирует поверхность выработки, фиксируя изменения ее профиля и позволяя определять местоположение машины в течение миллисекунд. Лазер постоянно обновляет карту выработки, в связи с чем постоянно происходит обмен большими объемами данных. Для их передачи используется беспроводная рудничная локальная компьютерная сеть (11 Мбит/с).
Созданная система позволяет уменьшить количество персонала, так как один оператор способен управлять тремя ПДМ, которые большую часть цикла работают автономно, и только операция зачерпывания выполняется оператором дистанционно при помощи системы видеонаблюдения.
Благодаря ДУ повышается безопасность и улучшаются условия труда оператора, который может располагаться на значительном удалении от работающей ПДМ, например, в офисе на поверхности или вообще в другом часовом поясе. В принципе, возможно из нескольких центров ДУ, расположенных в разных часовых поясах, управлять оборудованием по всему миру. Таким образом, можно обеспечить круглосуточную работу машин, при занятости операторов только в дневное рабочее время.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.