Сущность бухгалтерского учета в банках. Документация и документооборот в банках. Учет расчетных операций банка. Учет доходов, расходов, финансовых результатов деятельности коммерческого банка и их использование, страница 7

За данный кредит  с коммерческим банком удерживается определенная плата. Об этом особо оговаривается в договоре корреспондентского счета, заключающееся между КБ и РКЦ.

Операции по корреспондентским счетам банков – корреспонденция осуществляется на основании надлежаще оформленных документов. КБ обязаны уведомлять банки – корреспонденты об изменении номеров их лицевых счетов и не в праве возвращать без исполнения надлежаще оформленные документы, содержащие ранее использованные номера банков - корреспондентов в сроки предусмотренные договором.

Списание средств с корреспондентских счетов банка производится на основании платежных документов (мемориальных ордеров, платежных поручений клиентов, платежных требований клиентов), вторые экземпляры которых прилагаются к выпискам из корреспондентских счетов банка.

РКЦ ежедневно отчитывается перед КБ выпиской из корреспондентского счета

В договорах – соглашениях между банками предусмотрен круг органиаций, которые будут участвовать в расчетах, перечень операций по счетам и соответствующих документов  по их оформлению; условий платежа; контрольных функций обоих банков; порядок обмена информацией.

Для отражения в учете межбанковских корреспондентских отношений используются счета 30102 – 30126 по видам операций.

Расчеты с филиалами банков учитываются на счете 303.

3. Учет расчетов платежными поручениями

Платежные поручения являются самой распространенной формой расчетов между клиентами банка. Платежное поручение – это распоряжение владельцев счета (плательщиков) обслуживающего его банку оформляемое расчетным документом, перевести определенную денежную сумму с его расчетного счета на счет получателя денежных средств, который открыт в другом банке.

В банковском плане счетов для учета операций на расчетном счете клиентов предусмотрены счета четвертого раздела 401 – 408. В зависимости от организационно правовой формы клиента банка и формы его собственности.

Расчетный счет клиентов банка пассивный по отношению к балансу.

Бухгалтерские записи по расчетному счету клиентов с использованием платежных поручений следующие:

·  Дт расчетного счета клиента банка 1 (401 – 408) – Кт расчетного счета клиента банка2 (401  -408) – открыты внутриклиентские платежи, т.е. производится списание денежных средств с расчетного счета клиента банка 1 на расчетный счет клиента банка 2 по платежному поручению клиента банка1;

·  Дт р/с клиента банка – Кт 30102 перечисление денежных средств с р/с клиента банка на счет получателя средств, который обслуживается в других банках. В этом случае используются корреспондентские счета банк, т.к. возникают межбанковские корреспондентские отношения;

·  Дт 30102 – Кт р/с клиента банка – на корреспондентский счет банка поступают денежные средства от плательщика, не являющегося клиентом данного банка для записи на р/с получателя денежных средств, котрый обслуживается в данном банке.

Если на корсчет банка поступает денежная сумма или с корсчета банка списывается денежная сумма до выяснения ( например: при получении или списании денежной суммы без платежных документов или платежные документы не правильно оформлены, ил не все реквизиты в платежных документах заполнены), то временно такие денежные суммы учитываются на двух парных счетах: 470 – 416 – сумма, поступившая на корсчета до выявления; 470 – 417 – суммы, списанные с корсчетов до выявления.

Бухгалтерские записи при этом следующие:

·  Дт 30102 – Кт 47416 – на корсчет банка поступают ДС до выявления;

·  Дт 47416 – Кт р/с клиента банка – производится закрытие счета 47416 в момент поступления в банк правильно составленных документов, подтверждающих поступление ДС на р/с клиентов банка;

·  Дт 47416 – Кт 30102 – с корсчета банк списываются ДС до выяснения;

·  Дт р/с клиента банка  - Кт 474167 – в банк поступили документы (правильно оформленные)от клиента банка, подтверждающие списание ДС с р/с клиентов банка плательщика на счет получателя средств обслуживающегося в другом банке.

При отсутствии или недостаточности средств на р/с плательщика (клиента банка), поступает от него платежное поручение умещенные в так называемые картотеки №2 и учитываются на внебалансовом счете 90902 «расчетные документы не оплаченные в срок», т.е. Дт 90902 – Кт 99999.

Такие платежные поручения оплачиваются по мере поступления ДС на р/с плательщика в порядке очередности. При этом проводится списание платежных документов со счета 90902:

                     Дт 99999 – Кт 90902 – на сумму оплаты.

Все претензии по расчетам между клиентами регулируются ими без участия банка. Однако банк отвечает за несвоевременное зачисление и списание суммы со счетов клиента, оплаченный штраф в пользу клиентов. Проценты штрафа оговариваются в договоре, заключенном между банком и клиентом.

Разновидностью платежного поручения является инкассовые поручения – это расчетные документы на основании которых производится списание ДС со счетов платильщиков в порядке.

Например:

1.  для взыскания по основным налоговым платежам;

2.  для взыскания сумм штрафов, пени, неустоек;

3.  для взыскания по исполнительским листкам судебных органов;

4.  в случаях предусмотренных банковским договором.

Бухгалтерские записи по учету операций на р/с клиентов с использованием инкассовых поручений аналогично.

4. Учет расчетов платежным требованиями

Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному должнику (плательщику) об оплате определенных денежных сумм плательщиком через банк.

Расчеты с использованием платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом (акцепт – согласие на оплату) или без него. В первом случае срок для акцепта платежных требований определяется в соответствии с заключенным договором между плательщиком и получателем ДС. При этом срок для акцепта устанавливается не менее 5 рабочих дней. При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) должен указать количество дней, установленных для акцепта по договору. При отсутствии указанного количества дней сроком для акцепта считается по умолчанию 5 рабочих дней.