Суммы по распискам и другим документам не проведенным в бухгалтерском учете банка в оправдании остатка кассы банка не применяются и считаются недостачей у кассира. При этом делаются следующие бухгалтерские записи:
1) Дт 61209 – Кт 20202, 20206 – обнаружена недостача денег в кассе банка (обменном пункте банка).
2) Дт 60323 – Кт 61209 – недостача денег списывается на виновное лицо (кассира).
3) Дт 60305, 20202,20206 – Кт 60323 – задолженность по недостаче удерживается из заработной платы кассира или вносится в кассу банка (в обменный пункт банка).
4) Дт 20202,20206 – Кт 70601 – выявлены излишки денег в кассе приходуются в доход банка и обратно не возвращаются.
Тема 4: Учет расчетных операций банка
1. Организация учета расчетных операций банка.
2. Межбанковская корреспондентские отношения.
3. Учет расчетов платежными поручениями.
4. Учет расчетов платежными требованиями.
5. Учет расчетов аккредитивами.
6. Учет расчетов чеками.
1. Организация учета расчетных операций банка.
Под расчетными операциями банка понимаются:
· Межбанковские расчеты внутри РФ и с иностранными банками – не резидентами
· Ведение расчетных, валютных, денежных и других специальных счетов клиентов посредством зачисления и списания денежных средств с соответствующих счетов
· Оплата материальных ценностей, ОС, НМА и других видов имущества, приобретаемых банком со стороны
· Погашение задолженностей банка по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению корреспондентского счета банка
· Другие расчетные операции банка по ведению своей хозяйственной деятельности
Для проведения расчетных операций каждому банку открывается его корреспондентский счет в ЦБ РФ или в его региональных представительствах (РКЦ). Первыми суммами, зачисленными на корреспондентский счет банка становятся взносы учредителей в уставный капитал банка момент его образования. Последние поступления и платежи носят разнообразный характер, связанный с расчетными операциями клиента и банка.
Все расчетные операции клиентов банка осуществляются через банк в виде безналичных расчетов по счетам открытым на основании договора банковского счета (или договора расчетно-кассовое обслуживание). Все расчетные счета клиентов банка делятся на 3 группы:
1) расчетные счета – открываются юридическими лицами различных форм собственности, имеющим самостоятельный баланс и индивидуального предпринимателям
2) Бюджетные счета – открываются организациям, которым для ведения ХД выдаются средства из бюджетов соответствующих уровней, в соответствии с утвержденными сметами
3) Текущие счета – открываются организациям не занимающимся предпринимательской деятельности (религиозным, общественным, благотворительным организациям, ассоциациям и союзам)
Текущие счета так же могут открываться юридическими лицами своим подразделениям (филиалми или представительствам территориально-обособленных от головного предпреятия)
Открытие расчетного счета клиентом банка проводится в специальной книге (регистре) по разделам в зависимости от организационно-правовой формы клиента и формы их собственности. Для открытия расчетного счета в банк следует предоставить документы:
1. заявление на открытие расчетного счета
2. копии учредительных документов, заверенных нотариально
3. свидетельство о гос. регистрации в гос. реестре предприятия
4. копии свидетельств о постановке на учет в качестве налогоплательщиков в налоговые органы ( социально- внебюджетные фонды)
5. карточка с образцами подписи и руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати, заверенного нотариально
6. при открытии валютных счетов совместным предприятием и иностранным филиалом, осуществляющих свою деятельность в РФ – копии свидетельств и выписок из реестра предприятия с иностранным участием.
Закрытие счетов клиентов возможно в следующих случаях:
1. по решению сособственников счета
2. по решению органа, имеющих полномочия на ликвидацию, реорганизацию в случае признания предприятия банкротом
3. по принятию решения о прекращения деятельности из-за не выполнения условий, установленного законодательством
4. по решению суда в случае нарушения клиентом условий договора на банковское обслуживание
Операции по счетам клиентов могут быть приостановлены по письму налоговой службы. Если клиент переходит на обслуживание в другой банк, то в этом случае в банке, из которого уходит клиент должны оставаться копии документов нах-ся в юридическом деле клиентов. В случае дальнейших поступлений в адрес клиента, перешедшие на обслуживание на обслуживание в другой банк, расчетно-платежные документы они передаются в банк клиента по месту открытия нового счета. За одновременное уведомление адресата выставившим данное платежные документы. По мере совершения операций на расчетный счет банк дает выписку из расчетного счета.
Взаимоотношения между коммерческим банком и ЦБ РФ (РКЦ) оформляется также договором корреспондентского счета. РКЦ ежедневно отчитывается перед банком выпиской из корреспондентского счета с приложением документов как представленных ему банком, так и поступивших со стороны в его адрес.
Выписки из корреспондентского счета банка обрабатывается в конце каждого дня и его данные входят в состав оборота по счету 30102 ежедневного баланса банка.
Остаток по счету 30102 и его излишки характеризуют устойчивость финансового состояния банка, т.е. способствует повышению ликвидности баланса банка.
2. Межбанковские корреспондентские отношения
Корреспондентские отношения между банками необходима с целью более полной оперативности и более дешевого обслуживания клиентов. Они реализуются в РФ в системе межбанковского обслуживания, т.е. любой банк и его клиенты могут рассчитываться с любым другим банком и его клиентами на территории РФ.
Для этого каждому банку достаточно иметь корреспондентский счет учреждениях ЦБ РФ, т.е. РКЦ.
Особенностью РКЦ является то, что превышении суммы списанной с корреспондентского счета банка над поступившей на корреспондентские счета в банках, РКЦ кредитует банк на эту сумму. ???
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.