3) Правильность отражения операций в БУ банка, итоги актива и пассива ежедневного баланса банка д.б. равны друг другу. Не допускается отрицательное сальдо по счетам, не допускается дебетовый остаток у пассивных банковских счетов и кредитовый остаток у активных банковских счетов; не допускается одновременное наличие остатков по двум парным счетам на конец дня.
4) Ежедневный отчет о прибылях и убытках формируется для контроля за состоянием доходов расходов банка за текущий день по видам доходов и расходов и определение финансового результата деятельности банка за текущий день. По законодательству ЦБ РФ в соответствии с положением № 302п не допускается осуществление банком деятельности которая принесет убыток в будущем.
Тема 2. « Документация и документооборот в банках»
1. Документация по операциям в банках;
2. Организация документооборота по банковским операциям.
1. Документация по операциям в банках;
Все операции банков (расчетные, ссудные, кассовые и др.) отражаются в б/у банка на основе денежно-рассчетных документов.
Документы могут поступать в банк от клиентов, не клиентов, учреждений, других банков, а также могут составляться в самом банке и осуществлять контроль. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учета и контроля, образуют банковскую документацию. Форма документов, предоставляемых в банк или выписанных банком, включаются в унифицированную систему денежно-расчетной документации.
Для составления документов используются только стандартные бланки, установленной формы, при применении автоматизации систем учета в банках, документы, составленные в электронном виде, должны быть в обязательном порядке распечатаны на бумажных носителях.
Все стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:
1. Название документа
2. Номер формы
3. Номер документа и дата его выпуска
4. Наименование и место нахождения организаций – плательщиков и получателей денежных средств в обслуживающих учреждениях банка
5. Номер счетов в банке
6. Сумма платежа
7. Назначение платежа (содержание операции и основание для ее совершения)
8. Контрольный ключ
9. Подписи доверительных лиц клиента и оттиск его печати
10. Подписи работников банка, проверивших документы (операциониста, кассира, бухгалтера и т.п.)
Все документы, на основании которых делятся бухгалтерские записи должны иметь бухгалтерскую обработку. Для сокращения количества бухгалтерских записей банк может использовать сводные документы (сводные платежные поручения, требования, ордера и т.д.)
Классификация документов банка:
1. По месту формирования документов
· Банковские документы – составляются учреждениями банка
· Клиентские документы – поступление в банк от физических и юридических лиц, клиентов банка
Например, к банковским документам относятся:
а) мемориальный ордер банка
б) ПКО и РКО банка
в) банковские извещения
г) кредитный договор
д) распоряжение о выдаче кредита
е) распоряжения на оплату расчетных документов
ж) распоряжение отдела по результатам регулирования или проверки обеспечения задолженности по ссудным счетам и т.п.
К клиентским документам относятся:
а) платежное поручение
б) платежное требование
в) денежно-расчетные чеки
г) заявление на открытие аккредитива
д) объявление на взнос денег наличными
е) заявление об открытии счетов в банке
ж) заявление о выдаче ссуды и т.п.
2. По характеру отраженных банковских операций
· Кассовые документы банка
· Мемориальные документы банка
· Внебалансовые документы банка
Кассовыми документами оформляются операции по приему и выдаче наличных денег из кассы банка. Они делятся на ПК документы и РК документы
К приходно-кассовым документам банка относятся:
· Объявление денег на взнос наличными
· Приходно-кассовый ордер банка
· Пере
· Квитанции- извещения приема денег
К расходно-кассовым документам банка относятся:
· Денежные или расчетные чеки
· РКО банка
Мемориальные документы банка используются для совершения безналичного перечисления по счетам.
Основное место среди них занимают платежные документы:
· Мемориальный ордер банка (используется для перечисления средств с корреспондентского счета банка)
· Платежные поручения
· Платежные требования
· Заявления на открытие аккредитивов
· Извещение банка по перечислению денежных средств с депозитных счетов клиентов
Внебалансовые документы банка используются для учета ценностей, хранящихся на внебалансововом счете. К ним относятся приходные и расходные внебалансовые ордера.
Документы, используемые в банковском учете составляются методом мультипликации, т.е. в таком количестве экземпляров, которого достаточно для отражения банковских операций.
2. Организация документооборота по банковским операциям
Документооборотом по банковским операциям представляют собой последующие движения расчетно-денежной документации банка от момента ее составления до завершения операций за рабочий день.
От правильности и четкости организации документооборота зависит своевременность банковских операций по счетам банка. С этой целью учреждениях банка составляются графики документооборота, предусмотренные движения во времени различных видов документов: от 1-го структурного подразделения банка к другому.
Для ускорения документооборота и обеспечения и равномерного операционной нагрузки устанавливается ступенчатый график рабочего времени банковских работников разных подразделений. Так после окончания операционного времени начинают работать вечерние кассы, затем ночные кассы, группы инкассации, которые подготавливают необходимые документ, связанные инкассированием денежных средств.
Тема 3: «Организация и порядок учета кассовых операций банка»
1. Организация и учет кассовых операций банка.
2. Ревизия кассы банка.
1. Организация и учет кассовых операций банка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.